Страх – это то, что сопровождало человечество на протяжении всего нашего эволюционного пути. Во многом именно страх стал ключевым двигателем эволюции. Мы боялись хищников и научились прятаться от них, мы боялись змей и ядовитых пауков и научились различать их в высокой траве, мы боялись стихийных бедствий и научились строить укрепленные жилища. Страх сделал нас эффективными.
Читайте также: 13 хорроров, от которых получаешь больше, чем ожидал. ВИДЕО
Ученый по имени Нобуо Масатака, японский приматолог, выяснил, что дети младше 3 лет на экране гораздо легче различают изображения змей, чем, к примеру, цветов. Наш мозг все еще во многом остается мозгом "обезьяны", которая не в курсе, что мы живем в цивилизованном обществе и что грабитель с ножом гораздо опаснее пещерного льва (которые, к тому же, вымерли).
Исследователь Кристофер Кох выяснил, что амигдала (область мозга, которая отвечает за стресс и эмоциональные реакции) гораздо интенсивнее реагирует на изображение льва, чем на картинки с оружием, хотя какой шанс того, что нас загрызет огромный хищник по пути на работу?
Именно поэтому мы так боимся звериных черт в монстрах с экранов: у них острые зубы,форма тела часто напоминает больше звериную, чем человеческую. Отсюда же страх быть съеденным заживо – он тоже сопровождал нас на протяжении тысяч лет. Поэтому в фильмах ужасов встречаются вампиры или персонажи вроде Ганнибала Лектера.
Три ингредиента
Самое забавное, что во время просмотра фильма ужасов… мы не пугаемся. То есть мы не пугаемся по‑настоящему. Кошмары не активируют амигдалу – доказал Томас Страуб. То есть как бы нам ни казалось, что мы напуганы, на самом деле мы прекрасно знаем, что это не по-настоящему.
Психолог Гленн Уолтерс выделяет три составляющих привлекательности фильмов ужасов:
– напряжение – то, что заставляет нас застыть в ожидании ужаса, то, что удерживает нас в напряжении;
Читайте также: Топ-10 лучших фильмов с привидениями всех времен
– релевантность – фильм должен, что называется, "ударить тебе по больному";
– нереальность. – то, о чем мы с самого начала будем знать, что это все понарошку.