MENU

New Republic: Утраченная надежда Украины

3038 4

Пять лет назад продемократические протесты потрясли Украину и разнеслись отголосками по всему миру. Сегодня прогулка по Майдану открывает неоднозначную картину последствий тех событий.

В Киеве можно подняться по лестнице из метро и выйти на площадь, на которой трижды за тридцать лет проходили Революции и огромное количество протестов – от малых до больших. Киевский "Майдан Независимости", с памятниками, расположенными на нем, и аниматорами, одетыми в костюмы панды, стал олицетворением современной Украины.

"Для меня это Иерусалим, – говорит Святослав Юраш, активист, который работал в составе международной группы по связям с общественностью, представляя  демонстрантов, во время революции 2013-2014 годов, которая привела к свержению тогдашнего президента Виктора Януковича, клиента Пола Манафорта, – Это место изменило все – для меня и для Украины".

Пять лет назад в этом месяце на Майдане началась серия протестов, вызванная нежеланием Януковича подписывать соглашение между Украиной и Европейским Союзом. Спустя почти четыре месяца, после более сотни смертей, Янукович бежал в Россию, вскоре за этими событиями последовал захват Крыма и вторжение в восточную Украину. Сегодня война с возглавляемыми Россией силами на востоке Украины продолжается, создавая кровавый фон в ходе подготовки Украины к президентским и парламентским выборам, которые состоятся в следующем году.

Читайте также: Переломная точка для Украины и нашей экономики

Прогуливаясь здесь, нетрудно понять, почему Юраш и другие украинцы воспринимают Майдана как святую землю. Выставка с фотографиями времён революции окружает памятник независимости посреди площади. Мужчины с мегафонами приглашают на экскурсию по гротескно роскошному особняку Януковича, расположенному в окрестностях Киева, в настоящее время переданному в собственность украинского государства.

Для больших впечатлений просто прогуляйтесь по улице Институтской, которая идет вдоль площади в направлении украинского парламента. Старая дорога покрыта мемориалами в память протестующих. Цветы и красные свечи обрамляют фотографии и имена тех, кого убили служившие правительству снайперы, стрелявшие из окружающих центральную площадь зданий 20 февраля 2014 года – в самый кровавый день революции. Позже улица была названа в честь протестующих и закрыта для движения.

К вам, вероятно, подойдет продавец, предлагающий браслеты, чтобы собрать деньги для солдат, которые до сих пор ведут войну против поддерживаемых Россией сепаратистских сил на востоке страны, где с 2014 года погибли более 10 000 человек.

31-летний Алексей – один из таких продавцов. Будучи адвокатом, он добровольно торгует браслетами, чтобы собрать деньги для лечения раненых солдат в местной больнице. На самом Майдане и вокруг него  мало осязаемых напоминаний о том, что война продолжается, за исключением, возможно,  случайно проходящего солдата в военной форме. Но Алексей не беспокоится, что украинцы вот-вот забудут о конфликте в 400 милях на восток отсюда.

"Люди просто устали от этого всего", – говорит он.

Сразу после мемориалов вы попадете в зону тени, которую отбрасывает громадное здание советской эпохи – отель "Украина", изначально носивший название "Москва". 20 февраля 2014 года вестибюль отеля был превращен во временное помещение скорой помощи и морг  для протестующих.

На этом же месте, но под Майданом, располагается торговый центр, который был построен в 2000-х годах, заменив холм, с конца 1970-х годов до 1991 года служивший основанием для гранитной статуи Владимира Ленина, смотревшей на площадь.

Здесь вы увидите другую сторону новой Украины, о которой, в зависимости от того, о чём вы спрашиваете, говорят слишком мало или слишком много. Наклейки крайне правого Национального корпуса, политической партии полка Национальной гвардии Украины, известного как батальон "Азов", расклеены повсюду. Рядом с несколькими футбольными хулиганскими наклейками и элементами экстремистских граффити наклейки Национального корпуса побуждают молодых людей "вступать в ряды", продвигая идеи "одной крови" и "братства",  все они украшены логотипом партии.

Читайте также: Ловушка, в которую попадают критики реформ в Украине

"Азов" образовался в 2014 году, поддержав борьбу с пророссийскими силами на востоке Украины, и быстро заработал репутацию одной из самых радикальных антироссийских организаций в стране. Но он также открыто принял в свои ряды новоявленных неонацистов – это сделало его удобной мишенью для пропаганды Кремля, которая выискивает доказательства (несправедливые) утверждений о том, что в Украине правит фашистская "хунта". "Азов" сформировал Национальный корпус в октябре 2016 года; в начале этого года они сформировали Национальную милицию, уличный патруль, который принимал участие в нападениях на цыганские лагеря. Это помогло организовать марш, прошедший в октябре, с участием более 10 000 человек, в том числе нескольких неонацистов из Германии.

Иногда, глядя на Майдан с улицы Институтской, можно увидеть группу солдат Национального корпуса, ставящих на тротуаре стенд для найма и раздающих издаваемую раз в месяц газету партии. На обложке октябрьского издания помещена фотография партийного лидера Андрей Билецкого, человека, который когда-то писал о "ведущей роли белых рас мира в финальном крестовом походе ... против "недочеловеков", возглавляемых семитами".

На другом конце площади, в переулке, "Азов" создал многоцелевой молодежный центр, где подростки могут, помимо прочего, выражать себя и посещать лекции европейских крайнеправых ораторов.

Часто указывается, что крайнеправые силы Украины имеют минимальную общественную поддержку – Национальный корпус получил 0,1% голосов в одном из недавних опросов. Шансов на то, что он приблизится к показателям, достаточным для прохождения в украинский парламент на выборах в следующем году, мало.

Но то, что эти маргинальные силы проникли в правоохранительные органы – в некоторых городах, в том числе в Киеве, они принимали участие в полицейском патрулировании и полицейских операциях – опасно. Владимир Ищенко, социолог, преподаватель Киевского политехнического института, говорит, что крайне правые силы, такие как "Азов", воспользовались слабостью государственной системы Украины: они действуют относительно безнаказанно и угрожают правам меньшинств, таким как ромы и ЛГБТ. Хуже того, говорит Ищенко, многие внутренние и международные сторонники Украины пытаются уменьшить значение этого вопроса, не желая давать пищу Кремлю для его пропагандистских сюжетов о том, что Украиной правят фашисты и крайне правые.

Похоже на то, что большинство прохожих в центре города не заботят  ни подростки-ультрас,  ни бесплатно предлагаемые газеты крайне правых – у них есть много других вещей, о которых приходится беспокоиться. Такие люди, как бабушка, фотографирующая внучку, вскарабкивающуюся на статую казака Мамая, народного героя, воина-защитника, больше озабочены коррупцией, пенсиями и ростом цен.

Недавние опросы показывают, что эти вопросы в сознании граждан встали в один ряд с желанием скорейшего окончания войны на востоке Украины – самой большой проблемой, стоящей перед страной.

Коррупция и давление на активистов, таких как Юраш, остаются хроническими проблемами в Украине. Несмотря на международное давление, направленное на борьбу с разгулом коррупции в стране, украинцы в одном из недавних опросов сообщили, что они чаще встречаются с взяточничеством, чем в 2015 году. По мнению Юраша, самый большой грех  украинских политиков в том, что они не смогли вступить в серьезную борьбу с коррупцией - не смогли начать строительство новой Украины – на что надеялся и Юраш и другие участники революции.

"У каждого из этих людей была возможность стать украинским Джорджем Вашингтоном, – говорит Юраш, – Но они упустили свой шанс".

Несмотря на некоторый прогресс, экономика Украины остается слабой. Недавнее исследование, опубликованное Credit Suisse, гласит, что Украина входит в число стран с наихудшими показателями среднего чистого дохода граждан. Многие украинцы, особенно молодые люди, уезжают из страны, устраиваясь работать за границей; по данным опроса, проведенного в начале этого года, менее чем один из каждых пяти украинцев в возрасте до 35 лет считает, что может рассчитывать на благополучное будущее в Украине.

"Я хочу, чтобы в Украине была сильная экономика", – говорит 20-летняя Мария, работающая в кофейном киоске на одной из улиц, примыкающих к Майдану.

Может показаться, что надежды уже почти нет, но даже такие скептики, как Юраш, говорят, что смотрят в будущее с оптимизмом. "Мои друзья и коллеги за пять лет не разъехались, – указал он, говоря о других активистах, бывших на Майдане рядом с ним, – Они продолжают борьбу"

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал на New Republic

Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини