MENU

Переломная точка для Украины и нашей экономики

3662 4

В последние дни встречался с несколькими аналитиками инвестбанков. Обсуждали Украину и не только. Как Украина выглядит по состоянию на начало ноября:

– ВВП 3.6% – не самый плохой рост в условиях внешнего военного давления;

– инфляция 8.9% – выше, чем таргетировал НБУ, но на правильном пути к инфляционной цели в 5%, в том числе благодаря жёсткой монетарной политике;

– курс доллара на уровне начала 2018 года (хотя все развивающиеся страны-торговые партнеры пережили девальвацию в 2018-м из-за турбуленции на развивающихся рынках);

ЗВР на уровне 18.1 млрд – покрывает три месяца импорта – хотелось бы больше, но и это минимально безопасный уровень; ЗВР почти на уровне начала года, и это без поступлений от МВФ и без драконовских валютных ограничений; 

– дефицит текущего счета практически полностью покрывается поступлением по финансовому счёту (в том чсиле благодаря перечислениям remittances из-за границы);

– дефицит бюджета на уровне 2.4%, несмотря на предвыборный год; бюджет-2019 строится на ещё более здоровых показателях; 

– госдолг к ВВП снижается до приемлемого уровня;

– безработица на уровне 8.3% и снижается;

– депозиты в банковской системе растут во всех валютах; 

– банки прибыльны и капитализированы.

Внешний аналитик, смотря на эти показатели, говорит, что так выглядит хорошая картинка развивающегося рынка. Но сразу же отмечает, что этого не достаточно для красивой инвестистории.

Читайте также: Як покласти край пануванню демократичного феодалізму в Україні

Он говорит, что за 27 лет Украина прошла путь от советской республики к постсоветскому независимому государству, в отличие от некоторых других похожих стран (страны Балтии, Польша, Чехия и т. д.), которые прошли путь от стран соцлагеря к странам Евросоюза.

Уникальна ли Украина в таком пути? Конечно, нет. Этот аналитик вспомнит, что у Украины много ближних и дальних соседей, которые также не смогли достойно пройти путь последних 30 лет: Молдова, станы Средней Азии, много стран Африки, страны Латинской Америки. Да, у каждого из них свой путь, но как замечают знаменитые авторы, страны "занепадають" по одним и тем же причинам.

Он отметит, что пройдя свой путь, Украине не удалось решить проблемы, накопленные в Советском Союзе (большая роль государства, неэффективный госаппарат, слабые институты, ограничения в частной собственности на землю, низкая энергоэффективность). Более того, как говорили Бальцерович и Миклош, за 27 лет Украина смогла создать свои собственные проблемы, в основном, связанные с монополизацией рынков олигархами, коррупцией и отсутствием верховенства права – другими словами, беззаконием. Не лучшие условия для инвестклимата. Аналитик скажет, что многие страны Восточной Европы эти задачи в своё время (в середине 90-х) решили, и сейчас их экономики развиваются гораздо лучше.

Потом нам вспомнят, что за 27 лет Украина проходила минимум пять кризисов разной сложности (1994-й – инфляция и банкротство банков; 1998-й – азиатский и российский кризис, которые больно по нам ударили; 2004-й – политический кризис; 2008-й – эффект глобального кризиса; 2014-й – война, аннексия, политический кризис) и две стадии революции (2004-й и 2014-й).

Каждый кризис вел к стремлению проводить какие-то реформы, и практически ни одна из реформ не была завершена. Аналитик напишет в своём отчете, что обычно реформы начинались под давлением МВФ, Украина в условиях кризиса "была готова на всё" и обещала все реформировать. Capacity (способности-возможности) проводить реформы обычно не было, поэтому сами реформы во время кризиса проводились только под давлением внешних доноров, таких как МВФ. Однако, такая ситуация продолжалась только до тех пор, пока Украина была в состоянии кризиса. Как только ситуация улучшалась (под воздействием правильных мер), власти обычно забывали о своих обещаниях и опять шли по своим граблям на пути к постсоветскому государству, подальше от развитого мира. Незавершенность реформ создавала прекрасную почву для следующих кризисов.

Уверен, что в отчете аналитика реформы 2014-2018 года будут отмечены отдельно. Минимум по трем причинам. Первая – Небесная сотня. Люди погибли. Понимаю, что для многих этот факт является статистической погрешностью или необходимыми потерями, но точно не для меня и тысяч других. Вторая причина – внешний враг, достаточно решительный. В 2004 году он был относительно слабее и ещё не до конца сформулировал свои идеи. В 2014–2018 годах эти идеи очень понятны – врагу не нужна успешная суверенная Украина. И вообще суверенная Украина не нужна. Поэтому Украина борется не за 1-2% роста ВВП, а за жизнь. И третья – гражданское общество. Да, не до конца сформировавшееся, не иституционализированное, не супергромкое. Но именно гражданское общество в 2014–2018 годах смогло (через потуги и сопротивление внешних сил) делегировать ряд представителей в разные ветви власти (законодательные, исполнительные, местные и судебную).

Аналитик задаст вопрос, где сейчас сейчас находится Украина? И сразу сам вам ответит, что в очень сложной переломной точке. Не по сравнению с 2014 годом. Уверен, что даже представители оппозиции согласны с тем, что Украина прошла важные шаги на своем новом пути. А по сравнению с тем, где Украина должна была быть в 2018-м, если бы, следуя своему любимому рецепту, не остановилась в реформах и не забыла о взятых на себя обязательствах. Типа "и так сойдет".

Не сойдет. История (и не только Украины) и экономический анализ предсказывают, что в течение двух-трех лет мир может ждать новый глобальный финансовый и, возможно, экономический кризис. К сожалению, у Украины нет никакой подушки безопасности противопоставить что-то этому новому вызову. А значит, опять потенциальный откат назад, как в 1998-м, в 2004-м, в 2008-м… именно так будет думать аналитик.

Читайте также: Ловушка, в которую попадают критики реформ в Украине

И потом посожалеет, что макростабильность, которую завоевывали таким трудом (девальвация, банкротство банков, поднятие тарифов, увеличение субсидий) только начала давать плоды – показатели вверху как раз об этом говорят.

Если он спросит, благодаря кому достигнуты эти показатели, уверен, что найдёт ответ, что благодаря тем новым людям, которые пришли на важные посты в правительстве, парламенте… и вопреки людям с темной стороны Луны, для которых хаос и кризис (как в 90-е) – лучшее состояние, в мутной воде которого можно ловить свои золотые рыбки.

Аналитик понимает, что эта макростабильность очень fragile – хрупкая. Ситуация 2018 года это показала. Остановка части реформ и неполучение транша макрофинансовой помощи в конце 2017 года (на 600 млн евро) привели к нескольким ошибочным, но вынужденным решениям в управлении публичными финансами в первой половине года, и в июле по техническим причинам "Укрпошта" не смогла доставить пенсию, а в августе надо было брать бридж для латания дыр по оплате внешних заимствований; аналитики хорошо читают новости и по строчкам, и между строк.

Уверен, что для аналитика не настолько важна стоимость ресурсов – она лишь отражает внешнюю оценку рисков Украины по отношению к другим странам. И то, что доходность Украины находится на уровне Аргентины и Пакистана говорит не о том, что заимствования не верны, а то, что по отношению к Хорватии, например, (которая прошла совершенно другой путь после Балканской войны и сейчас постоянно привлекает евробонды ниже 3%), Украина все эти годы шла в неправильном направлении, и только новые люди во власти могут изменить этот тренд.

Но для этого надо продолжать реформы, не останавливаться на полпути, как Украина делала все предыдущие разы.

Для наглядности под конец встречи аналитик покажет вот это видео – посмотрите и подумайте, на каком этапе мы сейчас.

И потом подумайте, чем вы можете поддержать тех немногих новых людей, у которых остались силы работать и бороться против всей черной стороны Луны. Таких людей много, наверное, несколько тысяч.

Успешны ли эти люди? Не все, не всегда, не во всем. И в парламенте, и правительстве, и в местных органах власти, и в судах. Делают они ошибки? Конечно. Как и все другие люди. Но будучи на светлой стороне, они находятся на виду, и украинское критическое нетерпеливое общество склонно критиковать их. А как же иначе? "К ним же гораздо больше претензий.. они же хотят быть другими… так соответствуйте". При этом люди системы, находящиеся на темной стороне, стоят в сторонке, улыбаются и смотрят на это линчевание гражданским обществом своих же делегированных представителей. Для чёрной стороны: чем хуже, тем лучше... да и для внешнего врага тоже.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Владислав РАШКОВАН


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини