Арифметика фактов проигрывает астрологии фейков
Эмоции – это нефть человеческой души, кто их добыл – тот и разбогател.
Факты сухи и математичны. Фейки ярки и эмоциональны. Чтобы усвоить факт нужно знать контекст. Фейк же сам предлагает картину мира, нередко густо замешанную на конспирологии.
Причем, фейки не только эффективно "продаются". Они еще и не менее эффективно ретранслируются. Бершидский в книге "Ремесло" писал о том, что для обывателя информация нужна, чтобы казаться информированным и умным. "Сколько бы ни твердили СМИ, что они способствуют принятию правильных решений, они в первую очередь помогают читателям поддерживать светскую беседу. Самая прямолинейная польза, которую издание может принести читателю, – возможность блеснуть в разговоре, не показаться дураком, не пропустить важную тему, которую все будут обсуждать".
Читайте также: Хотите понять страну? Вынырните из соцсетей и включите телевизор
Но кто сказал, что светская беседа не может быть пикейно-конспирологической? В этом смысле спрос на фейки и на факты прямо зависит от уровня аудитории. Чем проще собеседник – тем ниже качественный ценз. Чем ниже ценз – тем меньше шансов у скучного факта одолеть яркий вброс. В результате, мы вновь оказываемся в ситуации, в которой арифметика фактов проигрывает астрологии фейков. Новое средневековье. Мифологическое сознание.
Долгое время факты было принято продавать в упаковке "респектабельность". Но этого, судя по всему, уже недостаточно. Тот факт, что благополучные страны Европы все чаще голосуют за популистов и торговцев неврозами, можно объяснить именно тем, что фейки продаются куда лучше, чем качественное описание реальности.
Это создает пространство новых вызовов. Возможно, у правды действительно плохой маркетинг. Возможно, нам просто предстоит научиться продавать факты. Возможно, нужно думать о том, в какую упаковку заворачивать товар. Иначе есть риск остаться на рынке с качественным продуктом, который будет проигрывать битву за массового потребителя. Того самого, который обладает всей полнотой избирательных прав. Того самого, который определяет будущее своей страны не в меньшей степени, чем университетская профессура.
Крупные институциональные СМИ в развитых странах уже давно пытаются искать ответ на новые вызовы. Делают интерактивное, создают игровое, экспериментируют с форматами. Создают разный контент для разных платформ. Учатся продавать факты для новых аудиторий. Работают с "упаковкой" и не чураются слова "маркетинг". И даже это не страхует развитые страны от появления дональдов трампов и голосования за Брекзит.
Читайте также: Сами себе цензоры: как изменилось информационное пространство
Интернет не просто стал средой коммуникации. Он стал средой, которая уничтожила диктат нормы. Сеть позволила носителям любых убеждений и предрассудков находить единомышленников. Объединяться в клубы по интересам. Формулировать запрос и получать на него предложение. В том числе и политическое.
Если раньше информация по пути к аудитории была обречена проходить редакционный фейс-контроль, то теперь барьеры исчезли. И в этой новой реальности торговать эмоциями порой куда выгоднее, чем добавочным знанием. На медиарынке спрос начинает определять предложение.
Скучно не будет. К счастью. К сожалению.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки