MENU

Как украсть миллиард: последний аукцион НБУ и Фонда гарантирования вернул всего лишь 2% денег, но это – успех

4299 1

Нацбанк и Фонд гарантирования начали продавать кредиты, которые находятся в портфеле НБУ.

С молотка пошло имущество, под которое Нацбанк раздавал рефинансирование. К сожалению, продажа дала очень мало денег. Это закономерный итог – все украдено много лет назад.

Что случилось

12 декабря состоялся первый аукцион, на котором продали токсичные кредиты из портфеля Нацбанка.

Кредиты называют токсичными потому, что должники уже давно по ним не платят. Деньги из банка вышли, но не вернулись обратно. В отчетности они еще как бы есть – но на самом деле их уже нет.

Кому продали кредиты?

Можно сказать, коллекторам. Чтобы окупить вложенные деньги, им еще предстоит выбить долги.

Почему государство не выбило долги само?

Выбивали одновременно Нацбанк и Фонд гарантирования вкладов. Но не получилось.

У нас слабое государство?

Да. У должников, которые не хотят возвращать деньги, очень много возможностей. Чтобы не возвращать, они почти всегда банкротят предприятие, на которое получали кредит. После этого имущество компании уходит "налево". Без имущества миллиардные кредиты – просто пустышки.

Остановить этот процесс сложно потому, что должникам помогают коррумпированные сотрудники полиции, судов и прокуратуры. Те люди, которые должны взыскивать долги – мешают этому.

У коллекторов получится лучше?

Пусть пробуют. У государства точно не получится. Все, что оно может – это продать хоть за какие-то деньги.

Тонкость в том, что среди покупателей кредитов – международники. Возможно, у них есть свои способы надавить на должников.

За сколько продали кредиты?

За 2% от номинала.

Торги начались с 235 миллионов гривен, а итоговая сумма продажи составила 135 миллионов. Это большой дисконт, потому что по номиналу проданы кредиты на 6,8 миллиардов гривен. То есть, конверсия – коэффициент, по которому можно продать долг – составила 2%.

Это мало?

Конечно, мало. Но в данной ситуации это – неплохо. За такие кредиты никто больше не давал. Товар стоит ровно столько, сколько за него готовы платить.

Куда ушли деньги?

Их украли. Представьте себе олигарха Пупуна. Он берет кредит на миллиард и обещает – если не сможет вернуть деньги, он продаст горнолыжный "Буковель" и вернет деньги. Или просто – отдаст банку курорт.

Наступает кризис. Вернуть кредит Пупун не может или не хочет. Но и отдавать "Буковель" он тоже не собирается.

Поэтому олигарх Пупун объявляет компанию "Буковель" банкротом, а сам горнолыжный комплекс переписывает на новую компанию "Буковель-Женева". Банк через суд получает решение – забрать деньги с "Буковеля". Но в "Буковеле" уже ничего нет, кроме долгов. А забрать горнолыжный комплекс с "Буковель+Женева" не получается – в этой компании делают вид, что не знают никакого Пупуна.

Читайте также: Кабмін розділив Держфіскальну службу на два відомства

Таким образом, кредит стоимостью миллиард начинает стоить ноль. Единственный для банка шанс вернуть деньги – это продать кредит Пупуна конкурирующему олигарху Бенчуку. Тот покупает кредит за 1000 долларов. Банк утирает слезу и списывает остальной миллиард на убытки. А Бенчук идет к Пупуну со своей вооруженной охраной. Они выпивают вместе и договариваются, что теперь владеют курортом "Буковель+Женева" вместе.

И все же, почему продали так дешево?

Потому что все деньги украли как раз такие Пупуны и Бенчуки. На бумаге, кредиты стоят миллиарды. Но на самом деле – ничего.

За бОльшую сумму пробовал продать Фонд гарантирования через Prozorro.Продажи. Но никто не хотел покупать, потому что кредиты все проблемные. Должники по ним не платят, заставить их заплатить почти невозможно.

В этот раз, с согласия НБУ, продавали через американскую торговую площадку First Financial Network (FFN).



Если продает Фонд гарантирования, причем тут Нацбанк?

Фонд не мог продавать эти кредиты без разрешения НБУ. Он, а не Фонд, считается хозяином кредитов.

Почему?

Когда в 2014 году случился кризис, банкам стало плохо. Они попросили денег у Нацбанка, тот дал. Но в залог забрал у них лучшие кредиты. Банки как бы перезаложились в НБУ. Это примерно так: "Пупун должен банку, банк должен Нацбанку – значит, Пупун вернет деньги банку, а банк – Нацбанку".

Потом банки обанкротились – и Пупуны стали должны напрямую Нацбанку. НБУ остался держать залоги по некоторым кредитам. А должники принялись выводить эти залоги всеми возможными способами. Естественно, они перестали платить по своим долгам, поэтому кредиты стали токсичными.

Почему кредиты выданы до 2015 года, а продают только сейчас?

Тянул время Нацбанк. Он не хотел продавать через через Prozorro.Продажи.

НБУ согласился продавать только через американскую торговую площадку First Financial Network (FFN). На этом настаивала еще экс-глава Нацбанка Валерия Гонтарева.

Почему?

Но в Украине слишком мало денег. Фонд гарантирования вкладов работает через Prozorro.Продажи уже больше года. Продали много, но емкость нашего рынка слишком маленькая. Она стала еще меньше после того, как Гонтарева обанкротила почти 100 банков. Покупать активы, по большому счету, некому.

Читайте также: Маємо кардинально повернути аграрну політику обличчям до селян – нардеп

Единственный выход – привлекать деньги из-за рубежа. И в этом смысле предпочтительнее работать через First Financial Network (FFN), которая давно и успешно работает в США. Она знакома западникам и вызывает у них доверие.

Получилось их привлечь?

Получилось, хотя и были сомнения. По данным Фонда гарантирования, документы по торгам запросили 14 участников, в том числе иностранные компании.

Иностранцы могут заплатить больше. Почему выручили так мало?

Никто не платит много за плохой товар. 35 кредитов в "Дельта Банке", "Еврогазбанке" и "Актив Банке" – проблемные. По большинству из них или нет договора залога, или нет кредитного договора, или предприятие находится в банкротстве. В итоге, активы на несколько миллиардов стоят от силы десятки миллионов.

В целом, "Дельтой" владел Николай Лагун. После него в банке почти не осталось "живых" кредитов. Подробнее о "Дельте" читайте здесь:

Основная сумма кредитов – в "Еврогазбанке". Им владел в свое время экс-глава НАК "Нафтогаз" Алексей Ивченко, которого в народе знают как "Леша Мерседес". Перед банкротством он постарался вывести из своего банка абсолютно все. Подробнее о "Леше Мерседесе" читайте на "Украинской правде".

По большинству кредитов последний раз платежи поступали еще в 2014 году. Они очень токсичные.

В чем интерес покупать токсичный кредит?

К самим кредитам интереса нет. По ним обычно никто не платит.

Но можно продать залоги по этим кредитам. А там есть много интересного. В частности, солнечные электростанции в Николаевской области, сельхозпредприятие в Ровенской области, земли в Киевской области.

Так почему не забрать их самим?

Не получилось. Чтобы забрать деньги у Пупуна, нужен Бенчук. Новым владельцам, чтобы забрать эти залоги, тоже придется повозиться. Например:

- часть объектов находятся в Крыму. Взыскать их невозможно.

- все получатели кредитов сегодня банкроты, в том числе агрохолдинг. За их имущество в судах дерутся разные кредиторы, часто это бывшие владельцы.

- солнечные электростанции принадлежали братьям Клюевым. Но кредиты оформлены так, что непонятно, какие именно батареи находятся в залоге – на одном поле стоит целая куча таких же.

- гостиницу "Женева" в Трускавце через суд пытается отобрать "Леша Мерседес". Подробнее о деле отеля "Женева" читайте в статье "Зеркала недели".

Нет ли здесь коррупции?

Есть. Но не там, где вы думаете.

Деньги украдены задолго до того, как кредиты попали к Нацбанку и Фонду гарантирования. Но крайними теперь выглядят именно они.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Сергей ЛЯМЕЦ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини