Вloomberg: Украина не может избавиться от старого режима
Прошло пять лет после Революции достоинства. До сих пор никто не понес ответственности за убийства демонстрантов, приведшие к свержению Виктора Януковича.
21 февраля 2014 года Янукович, бывший в то время президентом Украины, спешно на вертолете покинул свою резиденцию под Киевом. После его бегства в Россию в Украине возникла новая государственность, но и пять лет спустя остаются без ответа многие вопросы о драматических событиях, которые привели к его свержению, это вызывают сомнения в том, что страна изменилась кардинально.
Янукович сбежал, несмотря на достигнутые его представителями договоренности с проевропейскими политиками, принимавшими участие в протестах Евромайдана в течение предшествующих четырех месяцев. Соглашение, засвидетельствованное высокопоставленными официальными лицами Германии, Польши и Франции, позволяло Януковичу оставаться на посту президента с ограниченными полномочиями до досрочных выборов, которые должны были быть проведены до конца 2014 года. Но украинские оппозиционные политики, подписавшие компромиссный договор, не получили одобрения на его подписание от сотен тысяч рядовыми протестующими, которые хотели немедленного отстранения Януковича: они возлагали на него ответственность за расстрел 75 человек во время демонстраций периода между 18 и 20 февраля. 106 человек, которые погибли на протяжении всей революции 2014 года, называют теперь Небесной сотней. Для лагеря противников Януковича их смерть считается основополагающей причиной передачи власти, которую украинцы называют Революцией достоинства, а Кремль – "насильственным государственным переворотом".
В прошлом месяце украинский суд заочно приговорил Януковича к 13 годам лишения свободы за государственную измену. Но более важное дело – расследование убийств – остановилось. Никто не осужден за убийства. Чиновники, которым поручено проводить расследование, заявляют, что власти, в том числе генеральный прокурор Юрий Луценко, назначенный президентом Петром Порошенко, сделали все возможное, чтобы помешать их работе. Власть хочет избежать судебного преследования в отношении представителей аппарата безопасности страны, оставшегося в основном нетронутым, предпочитая покупать его лояльность и использовать его для усиления, а не разрушения коррупционных схем.
Читайте также: Литовський дороговказ для України: непокаране зло наздоганяє в майбутньому
Порошенко вступил в президентскую гонку, чтобы переизбраться в следующем месяце, и он вполне справедливо может утверждать, что за время его правления Украина изменилась. Это уже не российский сателлит и даже не российский союзник. Ранее в этом месяце украинский парламент внес поправки в конституцию, назвав национальной целью государства членство в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора. Совершенная Россией аннексия Крыма и фактический российский контроль в части Восточной Украины подтолкнули Порошенко к увеличению военных расходов, которые сегодня составляют 5% от объема ВВП в то время как до революции 2014 года находились на уровне чуть более 1%. Он также сократил экономические связи с Россией, обеспечивающие в настоящее время 7,7% украинского экспорта и 14,2% импорта по сравнению с 23,8% и 30,2%, соответственно, в 2013 году.
Порошенко также гордится тем, что ему удалось получить независимость от Москвы для Украинской православной церкви, страна демонстрирует экономический рост – достойные 3,4% в прошлом году – несмотря на плохо поддающееся исчислению сокращение населения. Скорость и эффективность экономических реформ, проводимых в стране, вопрос спорный, но эти меры, пусть уже без энтузиазма, поддерживает МВФ, несмотря на то, что все большее число чиновников-идеалистов, настроенных на реформы, постепенно покидают правительство.
И все же Порошенко не является фаворитом на выборах, и бедность украинцев – не единственная причина этого. Нечто гнилое положено в основании страны, которую он строил.
20 февраля Луценко написал в Facebook, что расследование убийств 2014 года "практически завершено", из 66 подозреваемых 46 бежали в Россию, а остальные находятся под стражей. Он пришел к выводу, что главная вина лежит на Януковиче и высших правоохранительных органах. Однако Сергей Горбатюк, подчиненный Луценко, начальник Управления специальных расследований ГПУ и ведущий следователь по делам Евромайдана, настаивает на том, что дела еще далеко не завершены. Такого же мнения и Евгения Закревская, адвокат семей жертв.
Читайте также: Бершидского снова поймали за руку на провокационных вбросах
В докладе, опубликованном недавно Управлением, которым руководит Горбатюк, расследование, проводимое генеральным прокурором, названо масштабной операцией по сокрытию правды, в которой участвуют украинская полиция и контрразведка. Сотрудники следственной группы были уволены, дела перебрасывались от следователя к следователю, а подозреваемых прикрывали правоохранительные органы. Согласно отчету, судьи также сознательно предпринимали усилия, чтобы замедлить расследование, отбрасывая дела назад в юридическом смысле или задерживая их, а затем отказываясь выносить судебное решение. В настоящее время, согласно отчету, 35 подозреваемых по делам, связанным с преступлениями против протестующих Евромайдана, по-прежнему работают в национальной полиции или контрразведке, 10 из них находятся на руководящих должностях.
Наличие явного раздора внутри правоохранительной системы Украины и между этой системой и нереформированными судами видно не только на примере расследованием убийств 2014 года. Еще одним примером является ожесточенный спор между двумя органами, которые были созданы после 2014 года, якобы с целью искоренения коррупции – Национальным антикоррупционным бюро и Специальной антикоррупционной прокуратурой. Они непрерывно атакуют друг друга, хотя должны сотрудничать. Тем временем суды затягивают дела; в 48 из 180 расследований, завершенных двумя антикррупционными органами, не назначены даже даты первого слушания.
Неудивительно, что, согласно недавнему опросу, около двух третей украинцев не доверяют новым антикоррупционным органам или генеральной прокуратуре. Лишь примерно половина жителей страны доверяют полиции и контрразведке.
Для того, чтобы порвать с прошлым по-настоящему требуется политическая воля. Следователям должно быть позволено выполнять свою работу, прояснять прошлое и привлекать людей к ответственности за конкретные преступления, которые привели к падению предыдущего правительства. В последние пять лет украинским властям, включая Порошенко, часто приходилось действовать достаточно смело из-за огромных угроз и опасностей, с которыми они столкнулись. Но у них не хватило смелости реформировать правоохранительные органы и судебную систему, разрушить старую структуру, в которой расследование можно начать или остановить, сделав телефонный звонок из соответствующего офиса. При этой системе, которая упорно сохраняется, Украину можно вернуть к прежнему состоянию, но не реформировать.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал – Леонид БЕРШИДСКИЙ, Вloomberg
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки