The New York Times: Сможет ли Лейбористская партия Великобритании пережить Брексит?
Для того, чтобы понять суть противоречий, разделяющих Лейбористскую партию, рассмотрим примеры Рут Уилкинсон и Филиппа Хэндли, оба приверженцы лейбористов. 24-летняя Уилкинсон голосовала за то, чтобы Великобритания осталась в Европейском союзе. 60-летний Мистер Хэндли, голосовал за выход.
То единственное, что их объединяет, это ярость по отношению к Джереми Корбину, лидеру лейбористов, и к его стилю управления оппозицией, противодействующей правительственному плану выхода Британии из Европейского Союза, известному как Брексит. И Рут и Филипп готовы покинуть партию.
"Я очень подавлена из-за того, в каком направлении мы движемся, – сказала Уилкинсон, работающая в сфере благотворительности, – Партия, которой я дорожу, партия, которую я поддерживаю, не делает ничего, чтобы предложить решение или альтернативу".
Читайте также: Вloomberg: Вот что будут есть британцы в случае худшего из возможных вариантов Брексита
Мистер Хэндли заявил, что таких людей, как он, лейбористы просто ввели в заблуждение.
"Я всегда голосовал за Лейбористскую партию, – сказал Хэндли, бывший менеджер в сфере транспортных услуг, который предпочел бы, чтобы Великобритания покинула блок без соглашения, – Но единственное, в чем я не согласен с Джереми Корбином – это вопрос Брексита".
Полтора года назад 69-летний Корбин, давний аутсайдер партии Лейбористов, выступавший в качестве своего рода крайне левого революционера, оказался на волне популярности.
Результаты Лейбористской партии на внеочередных общенациональных выборах 2017 года значительно превзошли скромные ожидания, Корбин удивительным образом превратился в привлекательную в политическом смысле фигуру, молодые люди скандировали его имя на музыкальном фестивале. Казалось, он был полон сил и готовности извлечь выгоду из ситуации, сложившейся на фоне борьбы и ошибок консерваторов в ходе переговоров о выходе из ЕС.
Но вместо этого сегодня он открыто воюет со своими собственными однопартийцами – членами парламента, девять из которых дезертировали в течение двух недель. Партия лишается поддержки как тех избирателей, кто голосовал за Брексит, так и тех, кто голосовал против, одновременно сталкиваясь с серьезными обвинениями в институциональном антисемитизме. Возникли разговоры об угрозе самому ее существованию.
Нынешний кризис лейбористов "гораздо глубже, чем предыдущие, – сказал Марк Леонард, директор Европейского совета по международным отношениям, – Между партией и страной, партией и парламентом существует противостояние, и трудно понять, как с этим справиться".
Читайте также: The Times: "Брексит": Россия принимает меры, чтобы британская модель мировой торговли не осуществилась
Брексит оказался политически смертельным. Вместо того, чтобы противопоставлять левое крыло против правого, либо правительство против оппозиции, он рассекает идеологические линии, разрушая сплоченность крупнейших британских партий – Консерваторов и Лейбористов.
Но лейбористы сталкиваются с более масштабными проблемами.
В последние годы левоцентристские, социалистические партии по всей Европе распадаются под натиском правых популистских партий, представляющих интересы широкого круга избирателей – пожилых членов рабочего класса и молодежи, живущей в городах, обремененной студенческими долгами.
Лейбористская партия, казалось, удачно противодействовала этой тенденции, но сейчас изо всех сил пытается избежать разрушительного раскола.
Справедливо, или нет, считается, что большая часть вины лежит на Джереми Корбине.
С самого начала дебатов о Брексите он стремился затаиться, довольствуясь критикой премьер-министра Терезы Мэй, умиротворяя основные избирательные округа – живущих в городах избирателей, голосовавших за то, чтобы "Остаться" и сторонников "Выхода", представителей сельских районов или рабочих сообществ, которые составляют около трети партийного электората.
Но по мере приближения крайних сроков Брексита, усилия Корбина, обращающегося к обеим сторонам, похоже, наращивают напряженность, а не смягчают ее.
Лейбористы, "пытаясь идти на компромисс в нескольких направлениях, рискуют оказаться в антагонизме со всеми", – сказал Роберт Форд, профессор политологии в Манчестерском университете.
Даже после ряда неудач и унизительных ситуаций Тереза Мэй все еще считается более способным лидером, тори неизменно превосходят лейбористов в опросах общественного мнения. Корбин, никогда не пользовавшийся популярностью среди большинства парламентариев – лейбористов, столкнулся с падением личных рейтингов.
Газета правого толка Sunday Times недавно заявила, что из-за позиции Корбина в отношении Брексита 150 000 лейбористов уже вышли из партии, но сама партия решительно отрицает эти цифры.
Читайте также: В последний бой: ждёт ли Великобританию коллапс из-за Brexit
Однако невозможно отрицать дезертирство восьми парламентариев-лейбористов, которые вышли из партии в прошлом месяце, чтобы сформировать Независимую группу, ссылаясь на амбивалентность Корбина в отношении Брексита и его антисемитскую политику внутри партии. (Ушел также девятый депутат, заявив, что он поддерживает Брексит, но недоволен руководством Корбина.)
Джереми Корбин. Фото – Oli Scarff/Agence France-Presse — Getty Images
"То, что мы наблюдаем сейчас, – как ряд глубоких разногласий, как недавних, так и более давних, выходит на поверхность, поскольку для многих настал переломный момент", – сказал Робин Форд.
Корбин совершил быстрые действия, чтобы остановить восстание, объявив, что поддержит второй референдум в случае "Тори-Брексита". Но это, несомненно, разозлило избирателей Лейбористской партии.
Лейбористская партия всегда делилась на приверженцев умеренной позиции, интернационалистов, социал-демократов – левых и радикальных пацифистски антиимпериалистически настроенных левых.
"Но сторонники умеренного курса партии почти всегда побеждали, – сказал Форд, – Корбин, возможно первый с 1930-х годов глава партии, при котором радикальный лагерь партии подвергается обвинениям, а остальная часть партии действительно недовольна, особенно члены парламента".
Джереми Корбин сам по себе является воплощением некоторых из насущных противоречий: давний евроскептик, он неохотно агитировал за то, чтобы Британия осталась в Европе во время референдума 2016 года.
С момента занятия руководящей должности в партии в 2015 году популярность Корбина росла, количество членов партии достигло рекордного уровня – более чем 500 000 человек в 2016 году. Но ему никогда не удавалось завоевать расположение большинства законодателей от Лейбористской партии, в основном, умеренных во взглядах, которые не принимали его как "неизбираемого".
Аналитики утверждают, что его успех на выборах 2017 года разрушил это понятие, однако это парадоксальным образом может сработать против него.
"Многие парламентарии в партии ожидали, что он потерпит сокрушительное поражение, – сказал Форд, – тогда они смогут восстановить контроль над партией, и весь этот флирт с крайними левыми забудется, как какая-то ужасная ошибка, и все пойдут дальше".
Но пока что этого не произошло, и у законодателей от Лейбористской партии "не остается ни одной причины, чтобы остаться", сказал он.
Обостряется напряженность и иного рода, особенно сильны разногласия между сторонниками движения "За Корбина" и более консервативными в социальном отношении избирателями – представителями рабочего класса, которые считают, что Корбин слишком далеко зашел.
"Для меня он слишком "марксист", – сказал 73-летний Стюарт Уильямс, преподаватель права на пенсии из Вулверхэмптона. Не в силах выдержать идею голосования за консерватора, Ульямс скорее всего не будет участвовать в следующих выборах.
Эксперты отмечают, что стрессы, подталкивающие лейбористов к движению в разные стороны, в равной степени отражаются на расколе левоцентристских партий по всей Европе.
Например, в Германии, новое крайне правое движение "Альтернатива для Германии" обращается к бывшим индустриальным сообществам, которые когда-то поддерживали Социал-демократическую партию (СД) . "Партия зеленых" оттягивает от СД молодых избирателей-горожан, таким образом социал-демократов теснят с обеих сторон.
В попытке предотвратить бегство еще большего числа депутатов и остановить разделение, Том Уотсон, заместитель лидера лейбористов и ведущий критик Корбина, недавно объявил о создании внутри Лейбористской партии умеренной социал-демократической группы Future Britain Group (Группа Будущее Великобритании).
"Уход наших коллег стал для нас настоящим ударом, – сказал недавно Уотсон в "Шоу Эндрю Марра", – нам нужно понять, почему они почувствовали, что им нужно уйти".
Но даже страстные сторонники Лейбористской партии, такие как Рут Уилкинсон, успеют разочароваться задолго до того, как у Корбина – или другого лейбориста – появится шанс сделать Даунинг-стрит своим домом.
"Я не заметила, чтобы они хоть как-то эффективно противодействовали, – сказала Уилкинсон, – Они терпят неудачу в вопросе Брексита, подводят нас в вопросе Брексита".
"Я на Корбина зла", – добавила она.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на The New York Times
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки