MENU

Аtlantic Сouncil: Европа направляет усилия против китайской стратегии

3298 0

На следующей неделе состоится визит президента Китая Си Цзиньпина в  Италию и Францию, в то время как в Европейском Союзе назревает буря по поводу опасностей, которые несет быстро растущая китайская торговая и инвестиционная активность – особенно в сфере телекоммуникационных технологий следующего поколения – а среди его членов усиливаются разногласия по поводу того, как с этим бороться.

Западные СМИ по понятным причинам сосредоточились на разворачивающейся в Лондоне драме в Брексита, поскольку британские законодатели не смогли выработать приемлемую траекторию движения вперед. Между тем, недооцененным остался тот факт, что в это же время ЕС предпринял, пусть запоздалые и недостаточные, но крайне важные шаги, направленные на противостояние усиливающемуся поддерживаемому государством продвижению Китая в Европу.

Потратив несколько месяцев на изучение вопроса, Европейская комиссия опубликовала документ под названием "ЕС-Китай: стратегическая перспектива", написанный с применением самых однозначных и жестких формулировок из тех, что когда либо использовались в отношении Китая. После нескольких лет щадящего подхода во взаимодействии с Пекином, ЕС объявил Китай "экономическим конкурентом в достижении технологического лидерства и системным конкурентом, продвигающим альтернативные модели управления".

Читайте также: Китайский путь. Справка для фейсбучных "экспертов"

Это знаменует собой значительный сдвиг в мышлении. В четверг в Брюсселе состоится заседание Совета ЕС, на котором будут присутствовать лидеры всех 28 стран-членов блока. Они обсудят вопрос о взаимоотношениях с Китаем за день до прилета Си в Рим. Хотя вышеописанный документ составлен на дипломатическом языке, призывающий ЕС "углубить взаимодействие с Китаем для продвижения общих интересов на глобальном уровне", он является посланием, прямым образом касающимся критически важной инфраструктуры и технической базы Европы.

"Сети 5G обеспечат будущую основу для наших обществ и экономик, объединяя миллиарды объектов и систем, в том числе чувствительные системы информационных и коммуникационных технологий в критически важных секторах», - говорится в тексте документа. "Для защиты от потенциальных серьезных последствий для безопасности критически важной цифровой инфраструктуры необходим общий подход ЕС к безопасности сетей 5G".

Комиссия заявила, что для достижения заявленных целей она составит дорожную карту после заседания Совета ЕС. Неясным остается то, насколько эффективным будет любой подход, подразумевающий вовлеченность 28 стран – 27, если состоится Брексит – если государства смотрят на Китай с совершенно разных точек зрения.

Вызов связан с тем, что в течение последнего времени Китай выполнял четкий план, в котором все больше усиливалась роль Европы как центр его глобальной политической и экономической стратегии, в то время как Европа не выработала собственного единого политического подхода. Это дало Китаю максимальный рычаг в переговорах со странами-членами ЕС, которые проводились почти исключительно на двусторонней основе.

Хуже того, США и ЕС, вместо того, чтобы объединяться в союзнический лагерь в отношении Китая, спорили из-за торговли и множества других вопросов – от Ирана до расходов на оборону. Во время холодной войны Европейский Союз и США разработали и придерживались гораздо более сложного и последовательного подхода в ответ на активность гораздо менее изобретательного конкурента.

Тесная координация действий, совершаемых как внутри Европы так и в регионе через Атлантику, может создать значительно больше рычагов, которые можно использовать за столом переговоров. В 2017 году совокупный ВВП ЕС-США превысил 36 триллионов долларов, это почти в три раза больше ВВП  Китая. Уровень лишь ВВП ЕС, составляющий более 17,3 триллионов долларов, затмевает показатели Пекина, находящиеся на отметке 12,2 триллиона долларов. Однако Китай садится за стол переговоров один на один с Италией, и играет роль тяжеловеса, поскольку его ВВП в шесть раз больше ВВП, чем у этой страны, которая на следующей неделе может стать первым государством-членом G-7, одобрившим Китайскую инициативу "Один пояс, один путь".

Китай располагает аналогичными рычагами влияния на Балканах, усиливая опасения Европейского Союза и США, которые сделали крупные инвестиции в формате 16 + 1, объединяющем 11 центральноевропейских членов ЕС с пятью не входящими в ЕС членами, которые со временем могут стать кандидатами на вступление в блок – это Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория и Сербия.

Комиссар ЕС по вопросам соседства и расширения Йоханнес Хан недавно выразил обеспокоенность тем, что в своей политике на Балканах ЕС "переоценил Россию и недооценил Китай". Хана беспокоит то, что крупные заимствования у Китая, совершенные странами региона, могут поставить под угрозу их и без того слабую экономику – более половины 9,4 млрд. долларов китайских инвестиций, поступивших в регион в 2016 и 2017 годах были направлены в пять вышеназванных стран, не входящие в ЕС.

Еще более тревожной является проблема Италии, правительство которой на этой неделе может подписать подрывающий Евросоюз меморандум о взаимопонимании с Китаем касательно его инициативы "Один пояс, один путь" (BRI), устанавливающий сотрудничество в процессе развития «дорог, железных дорог, мостов, гражданской авиации, портов, энергетики и телекоммуникаций".

Италия не является первой страной ЕС, которая подпишет с Китаем соглашение по BRI, но она привлекает наибольшее внимание, являясь  членом-учредителем ЕС, и членом G7, а также из-за масштаба сделки. Несмотря на разногласия в правительстве Италии (сообщается, что министерство иностранных дел вышло из переговоров) и опасения среди других стран ЕС, существует вероятность, что соглашение может быть подписано. Это произойдет незадолго до саммита лидеров ЕС и Китая, назначенного на 9 апреля.

В то время, когда США должны более тесно сотрудничать с ЕС для выработки единого трансатлантического подхода к Китаю, атмосфера взаимодействия окрашивается недоверием.

Европейские лидеры обеспокоены высказываниями президента Трампа о том, что он может изменить свой подход к компании Huawei, ныне рассматриваемой как угроза безопасности, если Китай пойдет на компромисс в торговле, включая вмешательство в возможную экстрадицию и судебное преследование финансового директора Huawei.

Читайте также: Как на Китай повлияла торговая война с США

Немцы недовольны обнародованным на прошлой неделе письмом посла США в Германии Ричарда Гренелла министру экономики Германии Петеру Альтмайеру. В нем говорится, что сотрудничество разведывательных служб США и Германии пострадает, если правительство Германии разрешит Huawei войти в сети 5G.

Визит президента Си в Европу, а затем,  9 апреля, на саммит ЕС, должен вызвать к жизни то, что должно было случиться давно. Европейский Союз нуждается в последовательной, объединяющей его членов,  стратегии в отношении Китая. Соединенным Штатам необходимо разработать аналогичную собственную стратегию, а затем присоединиться к трансатлантическим переговорам, чтобы стимулировать демократии в усилиях по противостоянию тому, кого сам ЕС назвал "системным конкурентом".

Срочная необходимость в создании общего подхода к взаимодействию с Китаем должна стать сильнее всех других трансатлантических различий.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал на Аtlantic Сouncil

Перевод – UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини