Зеркальная болезнь. Рецензия на социальный хоррор "Мы"
В украинский прокат выходит фильм "Мы" – новая работа американца Джордана Пила.
Последний прославился у себя на родине благодаря комедийным скетч-сериалам "Кей и Пил" и "Безумное телевидение", а потом на весь мир благодаря своему полнометражному режиссерскому дебюту – остросоциальному хоррору "Прочь".
За сценарий последнего Пил получил Оскар в соответствующей категории. Тогда он снял изобретательную, острую, неожиданную притчу про современные формы расизма. В фильме "Мы" режиссер пошел гораздо дальше.
Сюжет. 1986 год. Курортный калифорнийский город Санта Круз. Девочка по имени Аделаида, воспользовавшись невниманием отца, пошла сама бродить по пляжу. И забрела в аттракцион кривых зеркал. И увидела там нечто такое, что на долгое время лишило ее дара речи и на всю жизнь поселило страх перед пляжем города Санта Круз.
Она увидела там свою точную копию, причем не в отражении кривого зеркала, а в темном закутке коридора.
Читайте также: Месть ей к лицу. Рецензия на криминальную драму с Николь Кидман "Час расплаты"
Наше время. Повзрослевшая Аделаида в составе семьи Уилсонов – со своим мужем, старшей дочерью и младшим сыном – приезжает отдыхать в семейный коттедж неподалеку от пляжа города Санта Круз. Женщина немного нервничает, на глаза ей все время попадаются тревожные знаки, но в тот момент, когда она начинает понимать, что нужно садиться в машину и ехать прочь не оборачиваясь, напротив их дома появляются четверо, как две капли воды похожих на ее семью людей.
Сценарий и драматургия. С одной стороны, движение Джордана Пила от комедии к остроумным социальным комментариям, решенным в жанре триллера пополам с хоррором, может показаться неожиданным. С другой – работал он зачастую на ниве актуальной сатиры, а здесь уже цепочка причинно-следственных связей прослеживается гораздо легче.
И там, и там есть важная тема, которую надо развить. Пил обладает всеми нужными для такого разговора качествами: он начитанный, талантливый и чуткий к насущным проблемам американского общества черный мужчина. Плюс – у него отлично подвешен язык.
За доказательствами далеко ходить не надо. Та же лента "Прочь" 2017 года была кристально ясным высказыванием, безупречно обернутым в жанр фильма ужасов.
Лента "Мы" тоже социальная притча, тоже обернутая в жанр хоррора и триллера, но здесь Пил становится на табуретку повыше и говорит громче.
Режиссер ловко играет с ожиданиями зрителей, начав с традиционной для себя темы черных в США, потом делает полицейский разворот и переключается на белых, дальше на всю страну.
Из каждого сегмента получился бы отдельный неплохой фильм, но собранные вместе они работают по примеру ментального тарана, пробивающего декорации привычной американцам жизни.
Темы потери своей идентичности, социального равнодушия и слепоты усиливают магистральную для фильма проблему неравенства и главное – полнейшего отсутствия консенсуса в современном американском обществе. Пил предупреждает, что если его не найти, если продолжать закрывать глаза на других, то из коридоров коллективного бессознательного выскочит гражданская война и будут жертвы.
В фильме "Мы" куда не плюнь везде метафора, везде символ. Центральный и самый действенный – это, конечно, игра с двойниками. Концепцию другого Пил использует, чтобы столкнуть американцев лбами: незаметных с самоуверенными властителями страны, читай, привилегированным средним классом.
Своего пика это столкновение достигает в финальной трети фильма. Именно тогда "Мы" становится в один ряд с шедевром Ромеро Ночь ходячих мертвецов – еще одним социальным комментарием. Возможно важнейшим в киноистории Америки прошлого века. При этом Джордан Пил не просто достигает его уровня, а претендует на роль продолжателя традиции. Фильм "Мы" – это "Ночь живых мертвецов" (и его продолжение – "День живых мертвецов") нашего века.
Актеры и картинка. Будучи начитанным и насмотренным автором, Пил черпает ото всюду по чуть-чуть. Идеей с доппельгангерами он вдохновился благодаря одной из серий сериала "Сумеречная зона". Помимо этого, в его картине есть отсылки к американской классике: "Сияние", "Челюсти", "Балбесы". Для того, чтобы говорить на серьезные и конкретные темы, надо твердо стоять на земле культурной традиции.
Но фильм "Мы" хорош и своими собственными деталями: внутрисемейные отношения Уилсонов, подчеркнуто классические для людей среднего достатка, их белые друзья – ужасная, ненавидящая друг друга зажиточная пара, поклоняющаяся прогрессу и комфорту. Плюс – бросающиеся в глаза различия между двойниками Уилсонов и самими Уилсонами.
Читайте также: Грешные и прекрасные. Чего ждать от ленты Луи Гарреля "Честный человек"
Первые – словно дикие животные, выносливые и крепкие. Вторые – хрупкие, изнеженные. Но эти границы по ходу фильма стираются. Как сказала доппельгангер Абигейл: "Мы – американцы". Пришедшие с обратной стороны благополучной жизни, двойники законно претендуют на месть и свое место под солнцем.
Пил снимает хоррор, но делает это с эстетским размахом. Он немного приподнимает жанр, полирует его до золотого блеска. Помогает ему композитор Майкл Эбелс, чтобы подчеркнуть зеркальность фильма, соединивший в своей работе традиционные музыкальные инструменты с менее классическими.
Среди актеров выделяется Лупита Нионго, сумевшая сыграть одновременно панический страх, напряжение, шок, показать слияние двух миров. Ее персонаж не единственный интересный, но все-таки центральный. По нему проходит линия разлома, разрез ножницами.
Смешивая коллективные мифы, как культурные, так и религиозные (присутствуют отсылки к Библии и намеки на гнев Божий), Джордан Пил достиг в фильме "Мы" какого-то невероятного уровня насыщенности. Здесь за каждым поворотом – тема для разговора. Во многом благодаря подаче, то есть жанру, считываются они достаточно легко.
Картина развлекает, занимает голову и является предупреждением не только для США. Ведь в каждой стране есть свои коридоры коллективного бессознательного, и для каждого там найдется свой двойник.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки