Atlantic Council: Европейский союз проведет важнейшие в своей истории выборы
Европейский Союз вступает в период предвыборной кампании. С 23 по 26 мая каждое государство-член ЕС проголосует для того, чтобы избрать 705 членов Европейского парламента, одного из ключевых брюссельских институтов, наряду с Европейской комиссией и Европейским советом глав государств.
Со времени первых прямых выборов с участием граждан ЕС в 1979 году, европейские парламентские выборы чаще всего не особо волновали избирателей. Законодательный процесс ЕС сложен, а Брюссель многим европейцам кажется далеким. Национальные партии часто использовали выборы как возможность восстановить позиции проигравших на национальных выборах политиков или дистанцировать раздражающих противников. "В Брюсселе никто не услышит, как вы кричите" – так называется один из эпизодов сериала "Правительство", в котором вымышленный премьер-министр Дании "продвигает" своего главного конкурента в Европейскую комиссию.
Сегодняшнее время – другое.
Голосование 2019 года станет самым важным из всех европейских выборов, которые когда-либо проводились. Не только потому, что оно происходит во времена глубокой неопределенности в отношении европейского проекта, но еще и потому, что предвыборная кампания впервые на самом деле посвящена разным представлениям о том, каким должен быть ЕС.
Предыдущие кампании фокусировались в основном на внутренних проблемах. Если возникали вопросы общеевропейского масштаба, национальные повестки дня побеждали различия во взглядах на Европу. В этом году, однако, выборы сталкивают идеологические коалиции, которые выходят за пределы национальных интересов, что является следствием проблем, которые затронули континент в целом.
Рассмотрим все, что произошло за пять лет после последних выборов в Европейский парламент в 2014 году.
Геополитические кризисы и политические потрясения поколебали континент. Отношения с Россией резко ухудшились после совершенной ею в марте 2014 года аннексии Крыма и последующего вторжения на Донбасс. В 2015 году кризис мигрантов подверг жесткой проверке крепость общих границ Европы, вызвав националистические потрясения. В 2016 году британские избиратели решили покинуть ЕС, а Дональд Трамп был избран президентом США, продвигая лозунг "Америка в первую очередь". Европейцы были ошеломлены, услышав, как Трамп назвал ЕС "врагом", навязал им экономические тарифы и поставил под сомнение обязательства США по обеспечению безопасности.
Читайте также: Выходит, Трамп все это время был прав?
Европейцы осознали, что мир опасен, а перспективы – неопределенны. В Италии, являющейся одним из государств – основателей Европейского сообщества де-факто руководит крайне правая популистская партия Лега Норд. Ангела Меркель, заявившая, что уйдет в отставку в 2021 году, не будет канцлером во время следующего европейского голосования. Если французскому президенту Эммануэлю Макрону не удастся осуществить свою программу реформ, его, вероятно, ждет борьба с тем типом популистской оппозиции, который в последние несколько месяцев воплощало движение "Желтые жилеты".
Однако нынешнее время может стать также временем обновления для ЕС. Разногласия между европейскими лидерами легко расценить как еще один признак деградации европейского проекта. Но что, если этот момент может вызвать рождение реальной и столь необходимой европейской публичной сферы, которой до сих пор не хватало?
Результаты выборов зададут тон в направлении движения ЕС и определят политическую принадлежность президента Европейской комиссии. Многие наблюдатели опасаются, что популистские силы укрепят свое присутствие в парламенте и усложнят любые усилия по созданию коалиции между правоцентристской Европейской народной партией (ЕНП), левоцентристским Прогрессивным альянсом социалистов и демократов (S & D) и либеральным Альянсом либералов и демократов за Европу (ALDE).
Европа проводит честные и интересные дебаты по поводу своей модели и идентичности. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и вице-премьер Италии Маттео Сальвини призвали запретить иммиграцию (хотя они не представили конкретных предложений о том, как исправить ситуацию), взять на вооружение националистическое повествование и назвали Макрона своим главным врагом – что президент Франции принял от всего сердца, – поскольку видят, что он выступает за солидарность в вопросах иммиграции и дальнейшей интеграции в ЕС в сфере обороны и еврозоны. Многие из этих вопросов часто оставляли бюрократам или вообще избегали их касаться. Теперь их оставляют на рассмотрение избирателями.
Читайте также: Русские все просчитали
Проблемы, с которыми сталкиваются европейцы, не могут быть оставлены на усмотрение юристов и экономистов. Если проевропейские активисты снова хотят победить, им нужно понять, что популисты сильны и вступить в борьбу. Парадокс в том, что до сих пор националисты лучше использовали Европейский парламент для продвижения своей собственной повестки дня. Многие помнят выступления Найджела Фараджа, бывшего главы Партии независимости Великобритании, высмеивающего президента Европейского совета Дональда Туска.
Приверженцы проевропейской позиции не должны бояться обращаться напрямую к избирателям. В начале марта смелый шаг совершил Макрон, напрямую обратившись к общественности с публикацией в крупных газетах, в которой он призвал к "европейскому ренессансу". Статья Макрона сигнализировала о важном изменении тона и со стороны проевропейского лагеря, который предпочитает режим защиты. (Если бы только избиратели знали, какое благо для них совершает ЕС!) Проект возрождения Макрона для ЕС ясен. Он понимает, что сторонники единой Европы не могут просто ждать "своего Трампа" или надеяться, что избиратели придут в себя и оценят все преимущества Европейского союза. Он учитывает неудачи ЕС, такие как неэффективная иммиграционная политика или отсутствие экономической координации.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Аtlantic Сouncil
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки