Foreign Policy: Лукашенко "продает Беларусь России по частям"
Белорусский лидер может пойти на создание "союзного государства" с Москвой, считает его бывший политический противник Андрей Санников.
На прошлой неделе после нескольких месяцев напряженности президент России Владимир Путин отправил в отставку своего посла в Беларуси. Михаил Бабич, бывший сотрудник КГБ, сделал ряд противоречивых комментариев, которые вызвали гнев президента Беларуси Александра Лукашенко. Белорусский МИД обвинил дипломата в том, что он относится к Беларуси как к региону России, а не как к независимому государству.
Прошлогоднее назначение Бабича, которого считают путинским «боевиком», было воспринято как зловещий знак для Беларуси. В связи с тем, что в 2024 году закончится срок полномочий Путина, ширятся спекуляции на тему, что соседней Беларуси отведено решающее значение в его планах на будущее. Начиная с декабря, российские лидеры внезапно проявили интерес к недооцененному давнему договору, подписанному двумя странами в 1999 году, который предусматривает создание союзного государства с единым лидером. Соглашение может проложить путь к тому, чтобы Путин оставался ответственным за тандемное государство, не будучи скованным российской конституцией.
Читайте также: Чехия поддержала предоставление Украине "стратегической перспективы" в ЕС
Издание Foreign Policy провело интервью с Андреем Санниковым, председателем общественной группы "Европейская Беларусь". Он выступил против Лукашенко, баллотируясь на выборах в 2010 году, а затем провел 16 месяцев в тюрьме по обвинениям, которые считаются политически мотивированными. Сейчас он живет в изгнании в Варшаве, Польша.
Foreign Policy: Как вы думаете, Лукашенко когда-нибудь согласится присоединиться к союзному государству, если это будет означать, что он потеряет конечный контроль?
Андрей Санников: Может быть, потому что это его творение. Если бы не Лукашенко, не было бы таких отношений с Россией, и не было бы никаких соглашений на бумаге. Вы, наверное, помните, почему это соглашение было подписано. Потому что в то время у самого Лукашенко были планы стать президентом союзного государства.
Лукашенко начал свое правление с уничтожения белорусской идентичности и продолжает это. Отбирая у белорусов язык, культуру и историю, он уже сейчас по частям продает Беларусь России. В какой-то момент он может обнаружить, что у него нет выхода. Тогда он попытается договориться с Путиным. Но независимость Беларуси никогда не будет тем, за что он будет бороться. Это несущественно для него. Его режим – да. Его личная сила – да, но не страна.
Foreign Policy: Как вы думаете, что должен предпринимать Запад в отношении Беларуси и Лукашенко?
Андрей Санников: Запад должен понять, насколько важна Беларусь в плане безопасности. Не в плане прав человека, не в плане демократии, а именно в плане безопасности. Настоящей безопасности. Запад должен просто признать, что в регионе многое поставлено на карту. Вы не можете использовать Лукашенко как меньшее зло в борьбе против Путина, потому что зло есть зло. Вы должны бороться со злом, поддерживая свои собственные принципы, поддерживая свои собственные ценности и помогая Украине, потому что без Беларуси Украина всегда будет уязвима.
Foreign Policy: Как вы думаете, Лукашенко нервничает?
Андрей Санников: Да. Потому что в адрес Бабича была высказана беспрецедентная критика со стороны белорусского МИДа. Это было сделано с согласия – даже по указанию – Лукашенко
Foreign Policy: Мы видим, что Бабич был отозван.
Андрей Санников: Может быть, Путин не хочет, чтобы это напряжение стало публичным. Я не думаю, что это меняет планы Путина, поскольку у него определенно есть планы на Беларусь.
Foreign Policy: Как вы думаете, они не хотят, чтобы напряжение стало открытым, потому что до 2024 года еще достаточно много времени, и к тому времени, возможно, они найдут лучший способ решить проблему преемственности Путина?
Андрей Санников: Может быть, потому что у Путина сейчас несколько вариантов поведения в отношении Беларуси, и все они не теоретические – все они проверены, начиная с Грузии. Начиная с аннексии грузинских земель, потом Украина, Крым. Украинцы очень обеспокоены тем, что Россия готовит еще одно наступление.
Foreign Policy: А как оценивали прошлогоднее назначение Бабича? Как я понимаю, его считают одним из путинских силовиков.
Андрей Санников: Да, безусловно, он – силовик. Его уже отзывали. Я думаю, что он начал свою карьеру с Ахмадом Кадыровым [бывшим правителем Чечни], Кадыров был недоволен им, и тоже попросил Путина заменить его. Я думаю, что Путин хотел, чтобы он был послом в Украине, но украинцы отвергли его, а затем он приехал в Беларусь.
Я думаю, что некоторые важные события совпали не случайно. Отзыв Бабича, арест высокопоставленных чиновников [бывший глава службы безопасности Лукашенко был арестован в конце апреля], загрязнение трубопровода, который экспортирует нефть в Польшу, Украину и Европу. Что-то готовится. Я думаю, что мы должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. Дмитрий Мезенцев [новый посол России в Беларуси] – специалист по информационным технологиям. Когда вы слышите, что кто-то в России является специалистом по информации, вы знаете, что он специалист по дезинформации и пропаганде. Поэтому я думаю, что эти два посла – это два элемента одного плана.
Foreign Policy: Как работает российская дезинформация в Беларуси?
Андрей Санников: Лукашенко ненавидят в Беларуси. В Беларуси Путин популярен больше, чем Лукашенко. Это также опасно, потому что если они примут решение организовать какой-то референдум, сравнивая этих двух правителей или диктаторов, Путин победит. Лукашенко ненавидят, потому что ясно, что система в Беларуси – это Лукашенко. В России все немного сложнее. В России, я думаю, все еще есть люди, которые одобряют систему, которую создает Путин. Но в Беларуси все иначе. Это страх напополам со смехом – люди смеются над Лукашенко, а иногда они боятся, что их отношение станет ему известно.
Foreign Policy: Представляете ли вы себе время, когда вы могли бы снова баллотироваться на пост президента?
Андрей Санников: Если у нас будут выборы.
Читайте также: Восточное партнерство. Что удалось достичь за 10 лет?
Foreign Policy: Вы имеет в виду справедливые выборы?
Андрей Санников: Да, это то, в чем Запад должен нам помочь, достичь возможности провести свободные и честные выборы. Повсюду в регионе происходят изменения, потому что институты выборов сохранились - Армения, Украина. В России и Белоруссии [выборы] были уничтожены. Идеальная стратегия Запада должна состоять в том, чтобы в действительности помочь нам организовать свободные и честные выборы.
Foreign Policy: Получаете ли вы какую-либо поддержку от западных учреждений в своей работе?
Андрей Санников: Нет. Помощь была отозвана по двум основным причинам. Прежде всего, это события в Украине, внимание, вместе с ресурсами, было отвлечено, что логично, но не очень правильно, потому что нужно пытаться решить проблему региона, а не просто реагировать на то, что происходит. Во-вторых, Европа изменила свое отношение после отмены санкций [против Беларуси и Лукашенко]. Игнорируя нарушения прав человека, она предпочитает сотрудничать с Лукашенко и с некоторыми поддельными ГОНГО и поддельными политиками. Я говорю не о себе. Я говорю о политической оппозиции, независимой прессе, независимых профсоюзах, правозащитниках и гражданском обществе. Им никто не помогает.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Foreign Policy
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки