Аtlantic Сouncil: Украинцы хотят, чтобы изменились все, кроме них самих?
Роман Сольчаник:
Недавняя подавляющая победа Владимира Зеленского над действующим Петром Порошенко на президентских выборах в Украине породила интенсивные спекуляции. Самым захватывающим является утверждение о том, что мы становимся свидетелями долгожданного появления "новой" Украины, которая больше не разделена по линиям региональных, этнических и языковых разломов, потому что Зеленский победил во всех областях страны, кроме одной.
Понятие "новая" Украина не ново. После того, как Оранжевая революция 2014 года привела к власти Виктора Ющенко, он неоднократно заявлял о появлении "новой украинской нации и нового государства".
Порошенко после Евромайдана был не менее оптимистичен, заверяя украинцев в "рождении новой страны". Оба, Ющенко и Порошенко, оказались президентами на один срок, поскольку избиратели в конечном итоге разочаровались в революциях, которые не принесли значительных изменений.
Последняя итерация обоснования "новой" Украины основана не на факте массового народного восстания, как в 2004 и 2013 годах, а на действительно обширном географическом ореоле успеха Зеленского на выборах. Результаты якобы демонстрируют, что раскол между восточными и южными регионами страны, которые являются в основном русскоязычными, пророссийскими и настороженными в отношении евроатлантических инициатив, и преимущественно украинскоязычным, прозападным и явно антироссийским западом, наконец, преодолен. Центральная Украина занимает амбивалентную позицию между ними.
Читайте также: Выборы-2019: топ-10 разочарований в ходе президентской кампании
Здесь вопрос явно экзистенциального характера. Непреодолимость этого регионального раскола стала серьезнейшим вызовом для двух самых важных частей задачи, нерешенной Украиной после распада Советского Союза, заключающихся в завершении процесса создания полноценной политической нации и "нормализации" отношений с Россией, чья поддержка сепаратистских "республик" на востоке Украины подчеркивает тот факт, что Москва никогда не смирится с разводом Киева со своим северным соседом.
Утверждение о том, что региональная картина голосования на президентских выборах свидетельствует о том, что украинцы пробудились к "новой" Украине на следующий день после выборов, вряд ли заслуживает доверия и не подтверждается данными.
Беглый взгляд на итоговое голосование предполагает вывод о чем-то значительно меньшем, чем тот вид Gleichschaltung (унификации), вытесняющей "старую" разделенную Украину, который представляют сторонники "новой" объединенной Украины. Порошенко не смог получить более 15 процентов ни в одной из восьми областей, которые составляют восток и юг. Напротив, в семи западных областях, включая Закарпатье и Черновцы, которые выпали из общей картины и голосовали как восток и юг, он набрал в среднем 37 процентов голосов, что более чем в три раза превышало его 11 процентов на востоке и юге. А в основных галицких областях (Львов, Ивано-Франковск и Тернополь) Порошенко набрал 51 процент голосов. Между тем, Зеленский набрал много очков на востоке и юге (87% и 85% соответственно), но на западе его результат был менее впечатляющим (60%).
Фактически, результаты первого поствыборного опроса в Украине показывают, что региональные различия никуда не исчезли, аналогичная картина возникает, когда мы разбиваем данные опросов по этническому признаку и языку. На вопрос о выборе между ЕС и экономическими связями с Россией и другими бывшими советскими республиками (за исключением стран Балтии), 82 процента на западе выбрали Европу. На востоке только 37 процентов высказались за ЕС; 30 процентов в контролируемых правительством частях Донбасса; и 25 процентов на юге. Что касается НАТО, на западе присоединиться к альянсу желают 76 процентов.
Читайте также: Самый настоящий парадокс президентских выборов
На востоке, Донбассе и юге соответствующие цифры составляли 32, 21 и 23 процента соответственно. Только 14 процентов западных украинцев положительно относятся к России, тогда как на юге этот показатель составил 74 процента. Те, кто придерживается хорошего мнения о президенте России Владимире Путине, составили 2 процента на Западной Украине; на Донбассе таких было 30 процентов.
Дискуссия о том, почему президентские выборы в Украине в 2019 года не соответствовали прошлому опыту, продолжится жаркими спорами. Однако ясно то, что остается справедливым наблюдение одного из ведущих общественных интеллектуалов Украины и бывшего советского политзаключенного Мирослава Мариновича: украинцы хотят, чтобы изменились все, кроме них самих.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Аtlantic Сouncil
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки