Bloomberg: Замедление Китая заставляет население страны нервничать
Китайские лидеры утверждают, что их граждане пересилят американцев в торговой войне, потому что они способны лучше переносить трудности. Но по мере усугубления экономического спада в Китае растет чувство беспокойства. Мало того, что следующая ступенька лестницы благосостояния становится для многих китайцев все более недоступной, они начинают задаваться вопросом, а могут ли вообще правительственные указы исправить ситуацию.
На прошлой неделе произошла ситуация, которую можно расценивать как вспышку, иллюстрирующую такое недовольство. Правительство, решительно настроенное укрепить положение Китая в научном мире, выпустило, казалось бы, шаблонный призыв к улучшению этики и поведения китайского научного сообщества. Но острый взгляд репортеров быстро заметил, что в нем также есть нечто довольно противоречивое: пункт, запрещающий богатым развитым регионам использовать масштабные компенсационные программы и участвовать в торгах для привлечения талантов, особенно из китайского Ржавого пояса.
В течение нескольких часов после публикации статья попала в список десяти самых популярных запросов на Weibo, китайском жестко цензурируемом сервисе, управляемом Weibo Corp. Комментарии были единодушно брутальными. Пользователи называли эту политику "шуткой", доказательством того, что правительство не интересует рыночная экономика, возвращением к самодержавной маоистской политике, связывающей местожительство с занятостью, и лучшим стимулом для талантливых молодых китайцев избегать работы в Ржавом поясе, чтобы не попасть в ловушку лукавых пекинских политиков.
Читайте также: Аtlantic Сouncil: Каким хочет видеть мир Китай
Такую реакцию понять легко. Во многих отношениях история Ржавого пояса Китая параллельна упадку промышленных городов в развитых странах. В середине 20-го века горстка северо-восточных китайских провинций процветала за счет поддерживаемой государством тяжелой промышленности, такой как добыча угля и производство стали. Однако к середине 1990-х годов экономически динамичное восточное побережье Китая привлекло сотни миллионов квалифицированных и неквалифицированных рабочих более высокой заработной платой и лучшими возможностями. Между тем, глобализация, автоматизация и рост экономики, основанной на знаниях, привели к упадку региона.
Ни одна из названных тенденций не изменилась, а некоторые – такие как долгосрочный отказ Китая от добычи угля - ускоряются. Статистика мрачна. В период с 1980 по 2016 год вклад трех северо-восточных провинций Китая в национальный ВВП сократился с 13% до 7%. В 2017 году провинция Ляонин пережила первую с 2009 года рецессию в Китае, ее экономика сократилась на 2,5%.
По мере замедления экономики снижается рост населения, отчасти из-за более низких показателей рождаемости, отчасти из-за миграции. Как и ожидалось, молодые и образованные покидают регион в первую очередь. Треть выпускников колледжей региона трудоустраивается в других местах, квалифицированные работники бегут, чтобы присоединиться к ним: в период с 2015 по 2017 год 67 500 таких работников покинули Харбин, столицу провинции Хэйлунцзян. Среди других острых проблем старение населения. В 2015 году средний возраст жителей трех северо-восточных провинций Китая составлял 42 года; в остальной части Китая это было 37 лет.
Правительство предприняло различные меры, чтобы обратить вспять эти тенденции, включая удвоение присутствия неэффективного государственного сектора, который лежит в основе многих проблем региона. Более перспективными были крупные инвестиции в местные университеты и другие образовательные учреждения, предназначенные для обновления рабочей силы и использования в качестве источников инноваций.
Читайте также: Bloomberg: Китай, скорее всего, проиграет технологическую холодную войну
Проблема в том, что более богатые провинции также вкладывают деньги в строительство университетов мирового уровня и ищут преподавателей для укомплектования штата в более бедных областях. Это создает формально обоснованную возможность беспрепятственно сменить место работы для наиболее квалифицированных ученых и исследователей Китая. Последний правительственный указ – попытка удержать этих исследователей на местах. Для самой образованной части населения Китая, давно привыкшего к экономической мобильности, это больше, чем неудобство; это выглядит как признак отчаяния.
Ирония заключается в том, что опыт промышленных регионов в других странах говорит о том, что лучший способ возродить умирающие города – это не цепляться за наиболее квалифицированных работников, а находить способы создания рабочих мест для менее квалифицированной рабочей силы. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на ученых, китайское правительство может добиться лучших результатов, вкладывая средства в программы профессионального образования и наращивая партнерства между частным и государственным сектором для трудоустройства выпускников.
В то же время, демографическая характеристика стареющего Ржавого пояса может дать Китаю возможность разработать модели ухода за престарелыми, которые станут востребованными в ближайшие годы по мере старения населения страны. Применив творческое мышление, китайские лидеры могли бы создать лучшие и привлекательные поводы оставаться в регионе, а не просто мешать людям уйти.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Bloomberg
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки