MENU

Аtlantic Сouncil: История президентсва Порошенко должна послужить предостережением для президента Армении Пашиняна

1626 0

Продолжающаяся в Армении политическая драма в середине мая усилилась. Премьер-министр Никол Пашинян, реагируя  на решение суда об освобождении бывшего президента Роберта Кочаряна, ожидающего судебного разбирательства по обвинениям, связанным с совершенным правительством силовым разгоном демонстрантов в 2008 году, призвал своих сторонников блокировать здание суда, чтобы начать "второй этап" Бархатной революции. 5 июня Пашинян объявил о своем плане создать единый антикоррупционный суд с целью очищения армянской судебной системы от коррупции.

Эти события подчеркивают усилия Пашиняна, направленные на легитимизацию самого себя, и послереволюционного видения его правящей коалиции в отношении Армении. Для этого Пашиняну и его правительству необходимо будет провести ключевые реформ, он обещал это сделать, возглавив массовое протестное движение, свергнувшее бывшее правительство и возвысившее его до позиции премьер – министра Армении в апреле 2018 года.

Читайте также: Армения и Киргизия: как переходит процесс передачи власти на постсоветском пространстве

Осмысленная борьба с коррупцией имеет первостепенное значение в перечне реформ. Судьба бывшего президента Украины Петра Порошенко, еще одного постреволюционного лидера еще одного бывшего советского государства, должна послужить для Пашиняна демонстрацией опасности невыполнения обещаний по борьбе с коррупцией в суде. На президентских выборах, состоявшихся в Украине в апреле, Петра Порошенко с большим перевесом победил политический новичок комик Владимир Зеленский. Чтобы обеспечить собственное политическое выживание, Пашинян должен проявить себя как последовательный и неутомимый поборник реформ в Ереване и за его пределами.

Как и украинцы, армяне десятилетиями страдали от последствий широко распространенной и в основном неконтролируемой коррупции. По словам Джона Хефферна, бывшего посла США в Армении и ведущего научного сотрудника в области дипломатии и социального предпринимательства Джорджтаунского университета, "проблема коррупции тормозит развитие Армении и является источником недовольства армянского народа". Армения набрала всего тридцать пять пунктов из 100 в индексе восприятия коррупции (ИПЦ) Transparency International за 2018 год, где ноль отражает крайнюю степень коррумпированности, а 100 – чистое общество.

Пашинян извлек выгоду из бездействия своих предшественников и страданий, порожденных десятилетиями коррупции и экономического застоя, и нашел среду, позволившую ему стать лидером в Ереване в прошлом году. Как и Порошенко, Пашинян обратился к недовольным армянам, пообещав разрушить статус-кво. Его новая Армения будет свободна от олигархического контроля над политическими и экономическими возможностями. Политика будет вестись как никогда раньше, в сопровождении конкурентных, прозрачных,  демократических выборов и при активном участии граждан в политическом дискурсе.

Прошло чуть больше года после Бархатной революции, и большинство наблюдателей, как представляется, согласны с тем, что Пашинян и его правительство выполняют обещания своей кампании и остаются искренними в отношении планов искоренения коррупции. Правительство ввело уголовную ответственность за незаконное обогащение, и летом 2018 года началась беспрецедентная антикоррупционная кампания против бизнесменов, связанных с прежним режимом. Уверенность Пашиняна в успехах его правительства стала очевидной после его ноябрьского заявления о том, что "в Армении больше нет олигархов".

Читайте также: Прочь от Москвы: Армения может избавиться от российского влияния

Кроме этого особенно важно то, что  у Пашиняна есть внутренняя поддержка, импульс и надзор за прогрессом, достигнутым до сих пор в реформировании политической системы Армении. В результате досрочных выборов в декабре прошлого года он и его партия получили огромный мандат в Ереване. Высокий уровень его популярности сохраняется: самые последние опросы показывают, что рейтинг одобрения Пашиняна составляет 81,6%, а 75,8% респондентов назвали антикоррупционные меры величайшим достижением правительства прошлого года. Хефферн, бывший посол США, надеется, что Пашинян и его правительство продолжат эти усилия агрессивно и справедливо.

Но это срок полномочий Пашиняна только начался. Во время своей предвыборной кампании 2014 года Порошенко тоже много говорил о борьбе с коррупцией. Он пообещал очистить Киев и критические секторы экономики страны от олигархического влияния. Украинцы положительно отреагировали на это и другие обещания Порошенко, такие как продвижение устремлений Украины в направлении сближения с ЕС и отражение российской агрессии на востоке Украины, в результате чего он получил 56 процентов голосов в 2014 году.

Однако для подлинного демонтажа основанной на коррупции политико-экономической системы,  который требует выхода за рамки частично выполненных предвыборных обещаний и слабого применения антикоррупционных законов, нужна огромная политическая воля. По словам Джона рбста, бывшего посла США в Украине,  директора Центра Евразии Атлантического совета, Порошенко действительно нанес удар по коррупции, особенно в газовом, банковском секторах, и в сфере государственных закупок. Но в тех областях, где он пользовался наибольшим влиянием как президент, а именно в судах и прокуратуре, бывший президент Украины мало что сделал.

Последствия бездействия Порошенко были драматичными. Его рейтинг одобрения упал с почти 50 процентов, зафиксированных летом 2014 года,  до всего лишь 17 процентов в конце 2015 года, при этом лишь  5 процентов украинцев заявили, что президент делает достаточно для борьбы с коррупцией. Когда Порошенко баллотировался в качестве действующего президента на недавних президентских выборах в Украине, явное отсутствие значимых изменений в стране по сравнению с коррупцией стоило ему дорого. Несмотря на его достижения на других внутренних аренах, например, в противодействии продвижению России на востоке Украины или в обеспечении независимости Украинской православной церкви, его борьба за электорат с политическим неофитом Зеленским подтвердила, что неспособность очистить Украину от коррупции оказалась политически фатальной.

Безусловно, Пашинян не Порошенко. Первый – журналист, ставший революционером, который получил тюремный срок после того, как навлек на себя гнев бывшего режима; последний – профессиональный политик, владелец многомиллиардного кондитерского бизнеса, который поддерживал связи с самыми печально известными украинскими олигархами и таким образом поддерживал систему, которой они управляли. Но оба пришли к власти, пообещав полностью пересмотреть коррумпированные политические системы, которые они унаследовали, и предоставить более справедливую и прозрачную политику своим утомленным коррупцией населению.

Читайте также: Российский капкан независимой Армении

Таким образом, политическое поражение Порошенко должно послужить предостережением для Пашиняна и его правительства. В 2018 году армяне вышли на улицы, чтобы демонтировать старую систему и вступить в эру политических, экономических и общественных преобразований, как это сделали украинцы четырьмя годами ранее. Если Пашинян докажет, что его первые шаги являются частью решительных и долгосрочных усилий, направленных на то, чтобы окончательно уничтожить влияние коррупции в Армении, он, его правительство и армянский народ пожнут плоды нового и обнадеживающего статус-кво. Однако, если препятствия окажутся слишком большими или скорость проведения реформ будет неубедительна, тогда, когда армяне отправятся на выборы в 2023 году, Пашиняна может постигнуть та же судьба, что и Порошенко.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал на Аtlantic Сouncil

Перевод – UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини