Как ожидаемая девальвация доллара США отразится на Украине?
16 июля Национальный банк укрепил официальный курс гривни к доллару США на 2 коп., установив его на уровне 25,74 грн., а на 17 июля - на уровне 25,86 грн. (таким образом, по сравнению с предыдущим рабочим днем "американец" поднялся в цене на 12 коп.). Это незначительные колебания, поэтому финансовые аналитики перед выборами в Раду уже не ожидают резких скачков, и доллар будет торговаться в коридоре 25,7 - 26 гривен. Пока это не вызывает ни удивления, ни сожаления.
Ну, а если американская валюта начнет много терять в цене? Ведь Президент Дональд Трамп очень серьезно настроен на девальвацию доллара, при этом постоянно критикует Федеральную резервную систему США за политику высоких ставок, из-за чего сдерживается развитие американской экономики, так как чем выше ключевая ставка ФРС – тем дороже для бизнеса кредиты. О заоблачной учетной ставке НБУ в данном контексте просто промолчу, слов нет (кстати, в июне кредиты банков украинской экономике сократились на 0,6%). Соответственно, в прогнозе Минэкономразвития и торговли отмечается, что в Украине до конца 2019 года средний курс доллара США будет на уровне 29,08 грн., а международное рейтинговое агентство "Fitch Ratings" прогнозирует среднегодовой курс гривны к "американцу" в этом же году - 28,86 грн., в 2020 году – 30,6 гривен.
Да, есть лидеры ведущих стран мира, которые не только по делу говорят, а и умеют реализовывать свои программы промышленного роста и создания новых рабочих мест. Чего не скажешь о нашей политической элите, правда, в последнее время для нее содержимое личных валютных кошельков приобрело особую важность. И главный вопрос для них, насколько сильно готов Президент Д.Трамп девальвировать "американца"? И потом, сколько лет придется держать доллары США, чтобы отбить хотя бы реальные потери? Тем более, когда цены в Украине не падают, а растут (годовая инфляция по итогам июня превысила траекторию прогноза НБУ).
Ну, а что делать на украинских рынках в случая усиления девальвации американской валюты? Прежде всего, очень важно сейчас утолить финансовую жажду, увеличив количество денег в экономике. Но так, чтобы это не привело к гиперинфляции. Такой способ в мировой практике есть - опыт Китая. Например, у китайцев соотношение национальной валюты к ВВП страны в разы больше, чем у нас. А почему у нас не так? Да потому, что значительная часть национальной валюты замещена долларами и евро. Давайте заместим их нашей гривной, и не будет такой инфляции. И "заказывать" украинскую экономику будут не иностранные кредиторы и заемщики, а наши. Вроде бы, эту идею в Нацбанке начали понимать и с определенными оговорками и особенностями продвигать (в июне денежная база выросла на 3,8% до 445,1 млрд. грн.).
Также нам важно сохранить и развивать позитивные тенденции на украинской таможне и в снижении уровня теневой экономики (кстати, в прошлом 2018 году её уровень снизился на 2 п.п. до 30% и был самым низким с 2009 года). Наконец, 16 июля этого 2019 года Министерство юстиции зарегистрировало новую Таможенную службу, главой которой является Максим Нефедов, о чем сообщила министр финансов Украины Оксана Маркарова. Дождались таки настоящего укротителя "контрабаса" на украинской таможне. Теперь нас власти начнут активно призывать не покупать поддельную продукцию, а также ту, что ввезена контрабандным путем. Ок! Но тогда сообщите, что конкретно будут делать В.Гройсман и М.Нефедов, чтобы остановить поток контрабанды мимо официальных платежей, удерживая стабильной гривну? Ведь только в прошлом 2018 году объем фальсифицированной или нелегально ввозимой продукции, по оценкам экспертов, составил:
– кофе – 40% (около 25 млн. долл. США);
– алкогольных напитков – 60% (до 400 млн. долл. США);
– агрохимической продукции – 25% (200 млн. долл. США),
– бытовой техники и электроники по отдельным категориям от 50% до 70% (300-400 млн. долл. США).
Читайте также: Почему Трамп остается любимчиком американских избирателей
Впечатляет? И всё это тоже влияет на динамику курса гривны. И, конечно, руководству страны пора задуматься над тем, что продолжение давления на гривну и перманентные валютные качели означают лишь только усиление различных рисков в нынешней ситуации. А когда риски усиливаются, то и капиталы соответственно бегут из Украины. И, "Слуги народа", вспомните постулат экономической теории, прописанный во всех учебниках о том, что деньги в долгосрочном периоде нейтральны. А кредитно-денежная политика может оказывать влияние на экономику лишь в краткосрочном плане, сглаживая циклические колебания. В долгосрочной перспективе рост национальной экономики зависит от других факторов.
Думаю, многие хотели бы знать, что же будет с гривной и в целом с украинской экономикой не в далеком будущем, а скажем в течение года-двух. Анализ ситуации в стране говорит о том, что бизнесу предстоит адаптироваться к очень низким темпам роста. Нужно оставить радужные иллюзии, что мы сможем в этом периоде вернуться к докризисным показателям. Также сдерживающим фактором останутся избыточные государственные долги. Из-за этого не будет на рынке больших трат. Сохранится тенденция к сбережениям на "черный день". Словом, мы вошли в период слабой экономической конъюнктуры.
Читайте также: Президента США раскритиковали за "расистские высказывания"
Но не одна наша страна, весь мир уже вошел в десятилетие сильной турбулентности. И нынешний финансовый кризис уже привнес в экономику и политику Украины новые реалии. К сожалению, уходящая власть не учитывала эти новые реалии, не осуществляла поиск путей борьбы с валютным кризисом, выбирая из уже известного за предыдущие десятилетия арсенала методов. Наши финансовые власти были подобны генералам, готовящимся к предстоящим войнам; но в нашем случае можно готовиться к тому, что ты знаешь, а не – чего не знаешь. К тому же финансовый кризис у нас – структурный и системный. Мы из него уже не выйдем без изменения структуры экономики и финансового рынка, без создания принципиально новых секторов, без появления новой модели госрегулирования.
И в этой связи, наконец-то, мы 16 июля этого 2019 года узнали из сообщения пресс-службы госрегулятора, что Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и Минэкономразвития и торговли планируют внедрить модель организованной торговли товарными активами, которая будет соответствовать лучшим международным стандартам. Согласно пресс-релизу НКЦБФР, планируется внесение изменений в действующее законодательство о передаче НКЦБФР функций госрегулирования и надзора за деятельностью товарных бирж. Нисколько не сомневаюсь, что всё это будет идти болезненно и сложно, но зато не будет мощных провалов, и впредь валютные риски по биржевым сделкам будут хеджироваться. Уже это вселяет надежды на развитие цивилизованного биржевого рынка в Украине и централизацию ликвидности, что будет делать стабильной национальную валюту.
Конечно, крепкая валюта вытекает из крепкой экономики и, наоборот, сильная экономика укрепляет национальную валюту. Эти процессы взаимозависимы. И Украина без устойчивого экономического роста не сможет долго сохранять политическую стабильность, а значит, новая волна негатива из-за нерешенных внутренних проблем и девальвации американской валюты может быстро докатиться и до гривны. Поживем – увидим.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки