New Statesman: Владимир Зеленский не может быть слугой и для народа, и для олигархии
После второй победы на выборах за четыре месяца, поддерживаемый партией, получившей большинство в парламенте, новый президент страны Владимир Зеленский располагает беспрецедентной свободой для осуществления обещанных изменений. Наиболее важным из них является его обязательство дать украинцам "жизнь без коррупции и без взяток".
Составляются планы новых инициатив, направленных на борьбу со взяточничеством на низком уровне, включая переход к системе "электронное правительство" и отмену незначительных нормативных актов, которые позволяют чиновникам требовать взятки за предоставление основных услуг. Коррупция долгое время было проклятием в жизни украинцев и серьезным препятствием для предпринимательства, поэтому радикальные меры могут изменить повседневный опыт избирателей. Однако следует поставить под сомнение искренность обещания Зеленского положить конец коррупции в отношении верхушки украинского общества.
Партия Зеленского "Слуга народа" во время кампании столкнулась с обвинениями в том, что она продолжает бытующую в Украине практику продажи мест в своем избирательном списке. Система процветает, поскольку партии зарабатывают на этом деньги, а прошедшие по такой системе в парламент кандидаты могут многократно окупить свои вложения, требуя взяток в обмен на голоса избирателей и другие услуги.
Читайте также: Стосунки керівництва партії "Слуга народу" із нардепами схожі на стосунки батьків із прийомними дітьми – політичний експерт
Ни один парламентарий не может на законных основаниях претендовать на звание слуги народа, если он готов продать свои голоса влиятельным представителям групповых интересов. Такая политика не чище прежней, и обманывает надежды проголосовавших украинцев.
Еще более зловещей является неспособность Зеленского развеять впечатление, что он – младший партнер Игоря Коломойского, олигарха, обвиняемого в рейдерстве, отмывании денег и мошенничестве. В действительности, Зеленский предпочел "удвоить ставку" после своего избрания на пост президента в апреле, назначив адвоката Коломойского Андрея Богдана, бывшего корпоративного менеджера, главой президентской администрации, доверив тому второй по степени влияния пост в стране. Говорят, что Богдан обладает исключительным влиянием в президентской канцелярии. У значительного числа новых депутатов Зеленского также есть связи с Коломойским через его медиаимперию и его политическое движение "Украинская ассоциация патриотов" (УКРОП).
Большая часть беспокойства по поводу отношений между президентом и олигархом связана с будущим ПриватБанка, крупнейшего коммерческого банка Украины, который принадлежал Коломойскому, пока не был национализирован из-за обнаружения в 2016 году дыры в его балансе размером 5,65 млрд долларов. Решение о национализации сегодня является предметом ожесточенного правового спора, в котором фигурируют обвинения в мошенничестве против Коломойского, встречное требование Коломойского о компенсации в размере 2 млрд долларов, слушания проводятся в Апелляционном суде в Лондоне.
Среди тех, кто обеспокоен намерениями Зеленского, находятся и международные кредиторы. Важно то, что представитель МВФ в Киеве посчитал необходимым за два дня до избрания Зеленского президентом выступить с заявлением и напомнить украинским политикам о необходимости национализации "ПриватБанка" в целях обеспечения гарантий финансовой стабильности, он призвал их "продолжать свои усилия по возмещению убытков от бывших владельцев и обанкротившихся банков, являвшихся связанными сторонами". Но это было похоже на принятие желаемого за действительное.
На карту поставлены основные вопросы, касающиеся целостности финансового сектора Украины и готовности администрации Зеленского защищать независимость Национального банка Украины (НБУ). За последние шесть НБУ объявил неплатежеспособными около ста банков в рамках своих усилий по очистке банковской отрасли. Многие из бывших владельцев банков стали частью неформальной олигархической коалиции, которая хотела бы ослабить полномочия НБУ по банковскому надзору и вернуться в те дни, когда у них была возможность эффективно управлять украинскими банками как частными казначействами.
В прошлом месяце первый заместитель председателя НБУ, ответственный за банковский надзор, Катерина Рожкова была отстранена от должности из-за судебного разбирательства, которое, по-видимому, было возбуждено по подложным документам. На следующий день после апрельских президентских выборов бывший глава НБУ, ответственная за решение по "ПриватБанку", Валерия Гонтарева, стала объектом расследования и кампании в Facebook, в которой говорилось о причастности к коррупции эпохи Януковича. Кампания в Facebook была инициирована Александром Дубинским, журналистом принадлежащего Коломойскому телеканала "1+1", который теперь избран в парламент в качестве одного из новых депутатов Зеленского.
Эти атаки, по-видимому, являются частью попытки подорвать независимость НБУ и сделать его более восприимчивым к внешнему влиянию при принятии решений, касающихся несостоятельности и других вопросов регулирования. Одним из них является нерешенный вопрос о том, как обращаться с местным дочерним предприятием "Сбербанка", государственного российского банка, в отношении которого в начале украинского кризиса в 2014 году были введены санкции.
Регуляторы испытывают растущее давление со стороны олигархов, стремящихся приобрести прибыльный портфель кредитов и активы, даже если их продажа нарушит национальные и международные санкции. НБУ мудро отказывается нарушать правила.
Читайте также: Зе Президент, Зе парламент, Зе Кабмін
Борьба за "ПриватБанк" и "Сбербанк Украина" является важным показателем отношения администрации Зеленского к финансовому сектору и серьезности ее обещания бороться с коррупцией. Ползучее возвращение олигархического влияния на сферу банковского надзора может повредить усилиям по борьбе с отмыванием денег, привитию культуры ответственного отношения к банковскому делу и гарантированию макрофинансовой стабильности. Это также приведет к прекращению финансовой поддержки со стороны МВФ и других международных кредиторов, что поставит Украину на грань дефолта.
Западные правительства и международные финансовые институты должны проявить решительность и объединиться, чтобы сигнализировать о своем внимании президенту Зеленскому и его новому правительству. Следует четко указать, что независимый банковский надзор и регулирование – это красная линия для постоянного оказания поддержки, и что "ПриватБанк" является тестовым примером приверженности Украины реформам. Следует приложить усилия для усиления поддержки финансовых регуляторов Украины, включая предоставление информации и консультаций, необходимых для решения проблемы "Сбербанка Украины" таким образом, чтобы это было прозрачно и законно.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал – Дэвид Кларк, New Statesman
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки