MENU

Centre For European Reform: Станет ли "Слуга народа" главным в Украине?

641 0

У президента Украины Владимира Зеленского теперь есть парламентское большинство. Запад может помочь в обеспечении того, чтобы он мог использовать это для проведения столь необходимых реформ.

В результате украинских парламентских выборов в Верховную Раду (парламент) 21  июля было сформировано абсолютное большинство в пользу партии президента Владимира Зеленского "Слуга народа". В ее распоряжении 254 из 424 доступных мест. Впервые с момента обретения Украиной независимости в 1991 году у президента будет такая власть.

В ходе голосования за 225 мест, заполняемых по пропорциональной системе, "Слуга народа" была на ведущих позициях в 22 из 25 регионов Украины, пророссийская "Оппозиционная платформа – за жизнь" лидировала в двух регионах на востоке, "Голос" – партия рок-звезды Святослава Вакарчука в одном регионе на западе. Партии бывшего президента Петра Порошенко и бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко также получили достаточно голосов, чтобы выиграть места в парламенте.

В 199 избирательных округах мажоритарной системы "Слуга народа" получила 130 мандатов. Лишь немногие места достались представителям других партий, а остальные пятьдесят или около того – получили независимые кандидиты. (Еще 26 мест в Раде вакантны, потому что Россия аннексировала Крым и оккупировала части Донбасса, и поэтому выборы в этих регионах не могут быть проведены).

Читайте также: New Statesman: Владимир Зеленский не может быть слугой и для народа, и для олигархии

В смешанной президентско-парламентской системе Украины премьер-министр и большинство министров фактически назначаются и утверждаются Радой, поэтому Зеленский теперь сможет заменить премьер-министра и кабинет, которые он унаследовал от Порошенко. Более того, ему не нужно будет полагаться на партнеров по коалиции для принятия законов. Это также первый случай, когда одна и та же партия провела голосование успешно как на востоке, так и на западе страны. Зеленский и его партия извлекли выгоду из двух факторов: провал поддержки кандидатов-сторонников Москвы на большей части востока после нападения России на Украину в 2014 году; и общенациональное недовольство действиями Порошенко и связанных с ним сторон по реформированию Украины после революции Майдана, предшествовавшей вмешательству России.

Выбрав Зеленского в апреле 2019 года, украинцы проголосовали за новое лицо: его единственным «опытом» в политике, как ни удивительно, был  телесериал, в котором он сыграл обычного человека, который неожиданно стал президентом. Теперь украинцы избрали парламент неофитов: 75 процентов депутатов в Раде будут новичками в парламенте. Даже в стране, где политический отток является обычным явлением (56 процентов членов предыдущей Рады были новичками), в это раз Рада будет законодательным органом с необычайным отсутствием опыта.

Никто не станет утверждать, что политическая старая гвардия хорошо служила Украине: даже по низким постсоветским стандартам Украина страдала от чрезвычайной коррупции. Хотя "Революция достоинства" в 2014 году привела к смещению клептократа Виктора Януковича и его соратников, Порошенко добился ограниченного прогресса в изменении культуры засилья коррупции: в период с 2013 по 2018 год Украина поднялась с 144-го лишь на 120-е место в рейтинге индекса восприятия коррупции, выводимом Transparency International .

Оптимистический взгляд, поддерживаемый, например, Андерсом Ослундом из Atlantic Council, заключается в том, что массовая ликвидация старой гвардии на президентских и парламентских выборах является признаком того, что Украина, наконец, готова вырваться из постсоветской модели, в которой  могущественные олигархи манипулируют политикой из-за кулис (или, как в случае с шоколадным магнатом Порошенко, со сцены).

Однако существуют и причины для беспокойства. Избиратели могли подумать, что они голосуют против коррупции и за "новую метлу"; однако гарантий того, что они получат то, на что надеялись, нет. Во-первых, глубоко укоренившуюся коррупцию очень трудно искоренить. Опыт показывает, что общества могут успешно бороться с коррупцией только при наличии широкой коалиция политиков, чиновников, бизнеса и гражданского общества, желающих изменить положение дел. Неясно, сможет ли Зеленский найти или построить такую ​​коалицию в Украине.

Во-вторых, сам Зеленский имеет тревожно тесные связи с олигархом Игорем Коломойским. В 2015 году деловой конкурент Коломойского обвинял его в том, что он заказал несколько убийств; телешоу, которое принесло Зеленскому известность, транслировал телевизионный канал Коломойского. Коломойский вовлечен в спор с украинским правительством и центральным банком по поводу национализации ПриватБанка, крупнейшего банка Украины, которым он владел и из которого якобы выкачивал миллиарды долларов. Глава администрации президента Зеленского Андрей Богдан был адвокатом Коломойского. По сообщению Kyiv Post, Богдан (и, следовательно, косвенно Коломойский) имеет тесные связи с некоторыми кандидатами на руководящие должности в правительстве, которых Зеленский будет выдвигать в ближайшем будущем.

В-третьих, даже если Зеленский искренен в своем стремлении очистить украинскую систему, неопытность его самого и неопытность депутатов его партии могут привести к серьезным ошибкам. После революции 2014 года в Украине был принят закон, который исключал из государственной власти тех, кто занимал эту должность более года при Януковиче; в июле 2019 года Зеленский неожиданно предложил распространить это на любого, кто занимал должность при Порошенко – идея, которая при буквальном применении потребовала бы от него уволить нескольких своих советников. Послы стран G7 в Киеве выступили с заявлением, критикующим это предложение, но оно остается на официальном сайте президента.

Зеленский также сделал непристойные замечания, подразумевающие недоверие к реформам в сфере здравоохранения, проведенным исполняющим обязанности министра здравоохранения Украины Ульяной Супрун с 2016 года. Эти реформы обычно рассматриваются сторонними экспертами как одни из успехов эпохи Порошенко, но они непопулярны среди тех, кто имеет корыстные интересы и ранее мог манипулировать системой закупок лекарств и медицинского оборудования для завышения расходов государства.

Наконец, существует также риск того, что не все избранные под знаменем "Слуга народа" будут самоотверженно преданными делу строительства новой Украины или компетентными: вряд ли партия, созданная с нуля за несколько месяцев, имела возможность тщательно проверить всех своих кандидатов (эту задачу обязаны выполнять давно созданные партии в западных странах). Рада имеет бесславную традицию присутствия групп депутатов, независимо от их номинальной политической принадлежности, действующих по указанию олигархов для защиты своих интересов.

Помимо всех этих внутренних проблем, перед Украиной продолжает стоять огромная внешняя угроза со стороны восточного соседа. Военное вмешательство России стоило более 13 000 жизней с момента его начала в феврале 2014 года. Западные правительства должны и впредь поддерживать обороноспособность Украины, оказывать давление на Россию посредством санкций и оказывать помощь, как уже обещал ЕС, районам Украины, пострадавшим от конфликта (в том числе на побережье Азовского моря, где Россия препятствует судоходству).

Однако независимо от того, что делает Россия, в интересах Запада, и особенно ЕС, продолжение  реформ в Украине успешное их завершение. По крайней мере на первый взгляд западные лидеры, похоже, это понимают. Европейская комиссия, Европейский инвестиционный банк и все страны-члены ЕС были среди почти 50 государств и международных организаций, участвовавших в конференции по реформированию Украины в Торонто, прошедшей 2–4 июля, на которой присутствовал сам Зеленский. В заявлении, сделанном Канадой и Украиной в качестве сопредседателей конференции, отмечался прогресс, достигнутый Украиной с 2014 года, а также звучали предупреждения о рисках, связанных с откатом назад, особенно в отношении борьбы с коррупцией.

По итогам саммита ЕС / Украина, прошедшем в Киеве 8 июля, было опубликовано совместное заявление, в котором говорилось о "тесном сотрудничестве, нацеленном на то, чтобы оправдать ожидания украинского народа в отношении укрепления верховенства закона, продвижения реформ и стимулирования экономического роста". В кулуарах саммита ЕС согласился предоставить помощь на сумму 109 миллионов евро для поддержки четырех приоритетов:

Децентрализация (предназначена для укрепления демократии и подотчетности на местном уровне, а также для инвестирования в местную инфраструктуру).

Борьба с коррупцией (для обеспечения устойчивости предыдущих реформ, таких как внедрение системы прозрачных электронных закупок для государственных контрактов).

Укрепление организаций гражданского общества.

Поддержка реформ, необходимых для того, чтобы Украина смогла полностью выполнить соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС.

Вместе с тем в совместном заявлении ясно сказано, что помощь связана с продолжением реформ. Дилемма для ЕС будет состоять в том, насколько твердо настаивать на этих условиях. Многие страны Центральной и Северной Европы, вероятно, придерживаются геополитической точки зрения: высшим приоритетом ЕС должно быть то, чтобы Украина не попала в руки России и была ориентирована на запад. Поэтому помощь должна продолжать поступать, даже если это означает, что нужно закрывать глаза на недостатки Украины.

Другие государства-члены утверждают, что ЕС не может заставить Украину провести большее реформирование чем то, к которому готовы сами украинцы (особенно, если это наносит ущерб гораздо более важным отношениям ЕС с Россией). Если постсоветский уровень коррупции и плохое управление приемлемы для украинцев, то ЕС не должен продолжать пытаться изменить ситуацию.

В каждом из этих аргументах есть смысл, но ЕС должен найти баланс. Не в  интересах ЕС как организации, основанной на правилах, игнорировать коррупцию и плохое управление в Украине. Но при этом нельзя позволить, чтобы Украина оказалась в российской сфере влияния, особенно против воли подавляющего большинства граждан Украины. ЕС должен сосредоточиться на защите своих собственных интересов в процветающей, демократической Украине, которая способна самостоятельно делать свой внешнеполитический выбор.

Даже при том масштабе мандата, которым располагает Зеленский, и при поддерживающем его большинстве в раде, реформа в Украине, вероятно, будут медленными, неоднородными и склонными к неудачам. Однако если Украина продолжит развиваться в позитивном направлении, ее новому правительству потребуется постоянное политическое внимание Запада. Новому послу Европейского Союза в Украине, бывшему заместителю министра иностранных дел Эстонии Матти Маасикасу, необходимо будет включить Украину в повестку дня новой Европейской комиссии и нового главы внешнеполитического ведомства ЕС, министра иностранных дел Испании Хосепа Борелла. Государства-члены ЕС должны установить контакты с новыми министрами и их командами после того, как Зеленский их назначит, и предложить экспертам в министерствах предоставить консультации, особенно в областях, имеющих решающее значение для прогресса реформы.

Главным приоритетом для Запада должна стать поддержка судебной реформы и укрепление верховенства закона в Украине. Экономическая реформа, хотя она и крайне необходима, может быть сорвана, если судебная система более чувствительна к влиянию олигархов, чем к букве закона. Коломойскому удалось выиграть ряд сомнительных судебных дел в связи с проведенной правительством национализацией ПриватБанка.

Новый антикоррупционный суд начнет работу в сентябре; судьи отбирались с помощью международных советников (которые отклонили ряд кандидатов). Но процесс изучения поведения судей в других судах должен продолжаться, по возможности, при помощи международных советников.

Вторым по важности приоритетом должна быть поддержка Рады, и особенно депутатов-новичков. "Слуга народа" организовал ускоренный курс по экономике и законотворчеству для своих новых членов парламента – это полезно, но отнюдь недостаточно, чтобы гарантировать, что новая Рада будет более эффективна, чем ее предшественница.

Читайте также: У Зеленського з олігархами поки триває "медовий місяць" – експерт

Давний западный наблюдатель за делами в Украине в частном порядке рассказал, что депутаты партии «собрались вместе», большинство из них не знают друг друга,  им потребуется время, чтобы научиться работать в Раде и стать командой. ЕС уже участвует в Проекте парламентской реформы, реализуемом в рамках Программы развития ООН. Британский Вестминстерский фонд в поддержку демократии в прошлом созыве Рады запустил проект по предоставлению депутатам доступных финансовых и экономических данных (ожидается, что он будет продолжен в новой Раде), поддерживал практику обмена между британскими и украинскими депутатами, и обучение для комитетов и персонала Рады.  Учитывая огромное количество начинающих депутатов в новой Раде, такие программы следует активизировать.

Третьим по важности приоритетом должна быть поддержка "деолигархизации". Украинские олигархи часто защищают свои богатства на Западе, а их собственность скрывается за слоями подставных компаний. Если Зеленский серьезно настроен на то, чтобы уменьшить власть влиятельных и коррумпированных кланов в управлении Украиной, ему нужна помощь европейских стран, например, для того, чтобы сделать бенефициарное владение активами прозрачным – даже если основная ответственность за борьбу с коррупцией по-прежнему лежит на украинских прокурорах и судах.

Будущий прогресс Украины зависит от того, насколько старой гвардии, включая Коломойского, будет труднее действовать по-старому – цель, которую Запад должен поддержать. У Зеленского теперь есть мандат на перемены и Рада, которая должна его поддержать. Ему нужно показать, что он сейчас главный, без какого-либо управления из-за кулис.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал на Centre For European Reform

Перевод – UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини