Мир стоит накануне мощного финансового землетрясения – мнение
Что обязательно отразится на нашем с вами финансовом благополучии.
Не думаю, что многие читатели активно следят за тем, что происходит на глобальных рынках капитала. Когда практически все сбережения сосредоточены в наличности и недвижимости, это выглядит пустой тратой времени. Конечно, тяжело оценить прямой моментальный эффект от падения американских фондовых индексов на пачку долларов, лежащих под матрасом, или "двушку" в спальном районе. Хотя это лишь на первый взгляд, ведь в эпоху финансовой глобализации всё, что происходит в Нью-Йорке, Лондоне или Токио, рано или поздно отражается и на нашем с вами, украинском финансовом благосостоянии, пишет Иван Компан в своем блоге для НВ.
Так вот, прошедшая неделя, с точки зрения финансовых рынков, была очень "веселой". Все началось с временной девальвации китайского юаня и обвинений американского Министерства финансов в адрес китайцев в валютных манипуляциях. На эту ситуацию инвесторы моментально отреагировали распродажей на рынке акций. Последовавшие за этим интервенции китайского центрального банка помогли немного стабилизировать ситуацию, но следующим ударом стало неожиданно резкое снижение ставки сразу в трех странах – Новой Зеландии, Индии и Таиланде. Обычно снижение ставки воспринимается инвесторами с энтузиазмом, но не в нынешней ситуации. В этот раз снижение было воспринято как ещё одно свидетельство того, что весь мир ждет проблем. Более того, по мнению крупного японского банка Nomura, события прошлой недели – это лишь "легкий тремор перед мощным финансовым землетрясением".
Читайте также: Когда и почему экономику Украины ждет катастрофа – эксперт
В пользу такого сценария очень ярко свидетельствует бегство инвесторов в защитные активы. Приток инвестиций в золото и американские государственные облигации на прошлой неделе был рекордным. Как следствие, кривая доходности американского госдолга, демонстрирующая зависимость доходности облигаций от срока их погашения, в середине прошлой недели рекордно выгнулась не в ту сторону, продолжая сигнализировать о возможном наступлении кризиса. Большим изгиб был лишь в 2007 году, аккурат перед последней финансовой катастрофой.
На первый взгляд, все эти события настолько далеки от украинского обывателя, что и говорить о них не стоит. Но это лишь на первый. Бегство инвесторов в защитные активы всегда сопровождается распродажей бумаг с высоким уровнем риска. Процесс уже идет, о чем свидетельствует тот факт, что разница в доходности рискованных активов и американских государственных облигаций находится на уровне трехлетнего максимума. Как образно выразился один из известных инвесторов, комментируя возможность наступления кризиса, облигации с высоким уровнем риска – это, как "канарейка в шахте". Когда-то шахтёры брали их с собой в забой: при повышении уровня газа, а значит, приближении обвала, птички подавали сигнал, умирая первыми. И если прогнозы Nomura, который, кстати, далеко не одинок в своем пессимизме, сбудутся, то нет сомнений, что все в одночасье кинутся распродавать долги развивающихся стран. И вот тогда это непосредственно коснется Украины, для которой долг и возможность его рефинансировать являются на сегодняшний день главной точкой финансовой опоры.
Если прогноз Nomura относительно "землетрясения" оправдается, то для Украины он закончится финансовым цунами, ведь все те, кто так активно покупал украинский долг, укрепляя стоимость гривни, с ещё большим рвением бросятся его продавать. Но теперь эффект на гривню будет негативным и более масштабным. Покупали, ведь, долго, а продавать станут в одночасье. Когда все в панике пытаются спастись, выбегая из горящего дома через единственную узкую дверь, то обязательно кого-то придавит, а большинство не выскочит и сгорит. Когда начнется массовое бегство, покупатели исчезнут моментально, и отсутствие ликвидности и станет той сужающейся дверью, через которую будет сложно просочиться. В этой ситуации можно, конечно, сидеть и ждать погашения в надежде, что Минфин будет исправно выполнять свои обязательства, хотя в это верится с трудом, при условии, что приток нового долга прекратится. Ну, а если начнутся проблемы с выплатами, тогда уже нужно будет думать не об иностранных инвесторах, которые сами о себе уж как-нибудь позаботятся, а об украинских банках и предприятиях, многие из которых по уши сидят в ОВГЗ и в случае невыплат вряд ли смогут свести концы с концами.
Читайте также: Валютные войны – опасный фронт, грозящий мировой экономике множеством рисков
Конечно, всё вышесказанное можно считать нагнетанием истерии и апокалиптическим сценарием, и возразить, что Украина полностью контролирует ситуацию, и никакой проблемы с долгом нет. Может и так, но в этом случае возникает вполне логичный вопрос – если нет острой нужды в деньгах, тогда зачем брать в долг под сумасшедшие проценты, да ещё и в таких объемах?
Как из всего этого выкрутиться? Если глобальное финансовое "землетрясение" грянет завтра, то никак. Если кризис отложится, то нужно успеть разобрать пирамиду из короткого дорогого долга, построенную в течение последних двух лет. Уверен, что новоизбранный парламент и сформированное им правительство приложат для этого максимум усилий и все полученные недавно знания.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки