Союз изгоев: зачем оккупированному Крыму санкционная нефть из Ирана
Российские "власти" Крыма планируют организовать перевалку нефти из Ирана через Феодосийский терминал. Для этого уже создано акционерное общество, а одним из вероятных покупателей бизнеса СМИ называют однокурсника президента России Владимира Путина, пишет Геннадий Кравченко специально для "Крым.Реалии". Возможно ли создание подобной схемы и какие страны являются потенциальными покупателями подсанкционного иранского продукта?
Перевозка через Крым нефти, транспортировка которой по прежним путям стала для Ирана затруднительной из-за санкций, могла бы стать одним из направлений сотрудничества между полуостровм и этой ближневосточной страной, сообщил 27 августа российскому информационному агентству ТАСС "заместитель председателя" подконтрольного Кремлю "правительства" Крыма Георгий Мурадов. Он пояснил, что из-за санкций Суэцкий канал, через который традиционно ходили танкеры с иранской нефтью, оказался закрыт для этой страны. Между тем и у Ирана, и у России есть выход к Каспийскому морю.
"В этой ситуации Иран может воспользоваться нашими судоходными возможностями, каналами "река – море" – и перевозить нефть по Волгодону, через Крым в Черное море", – уточнил Мурадов.
В апреле 2019 года президент США Дональд Трамп принял решение не продлевать исключения из нефтяных санкций против Ирана для ряда стран. До этого импортировать топливо из Ирана могли восемь государств – Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Тайвань, Турция, Италия и Греция.
На танкере по рекам и морям
Через Каспийское море, далее по Волго-Донскому каналу, через Азовское море и Керченский пролив переправлять нефть танкерами в Крым вполне реально. Вот только из-за небольших глубин в канале, реках и Азовском море осадка таких судов и, соответственно, грузоподъемность будет небольшой. Но это лишь одна из проблем.
Так, в 2015 году в России вступили в силу новые требования Технического регламента, в соответствии с которыми на нефтеналивных судах должны быть предусмотрены двойное дно и двойные борта, простирающиеся по всей длине и высоте грузовых танков, или грузовые танки должны быть вкладными. Судовладельцы отмечали, что примерно 700 самоходных судов и 900 несамоходных барж необходимо будет вывести из эксплуатации.
В 2018 году российское правительство внесло изменения в регламент, и теперь старые суда для транспортировки нефтепродуктов использовать можно. Но это идет в разрез с международными требованиями, на которые ранее и согласилась Россия.
А теперь представьте аварию танкера в мелководном Азовском море – глобальная экологическая катастрофа обеспечена. Гибель рыбы и водных ресурсов будет массовой, а о курортном отдыхе на побережье можно будет забыть на длительное время.
Впрочем, возможно, Иран будет транспортировать нефть своими танкерами.
Принимающая сторона
В 2013 году транзитом через Керченский и Феодосийский порты перевалено 4 млн тонн нефти и нефтепродуктов. После того как Украина в 2014-ом закрыла для международного судоходства все порты аннексированного полуострова, перевалка была прекращена практически полностью. Полностью исчез транзит, это касается не только нефти, а и любых других портовых грузов.
Читайте также: Крымский тупик: в ловушке оказались и Путин, и Запад, и Украина
До аннексии Крыма Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами юридически на 100% принадлежало государству Украина, относилось к сфере контроля Министерства энергетики и угольной промышленности Украины и являлось единственным госпредприятием по морской перевалке нефтепродуктов. Мощность по перевалке составляет около 12 млн тонн в год, номенклатура грузов – светлые нефтепродукты, нефть, масла. В разной стадии реализации на предприятии находились проекты по перевалке вакуумного газойля и мазута.
В 2018 году поставки топлива на нефтебазу составили лишь 75 тыс. тонн, и это было убыточно.
В Керченском порту также имеются небольшие мощности для перевалки нефтепродуктов. В декабре 2018 года руководитель "ГУП" "Крымские морские порты" Алексей Волков заявил, что Керченский рыбный порт намерен получить собственную лицензию на налив-слив нефтепродуктов на основных причалах.
"В следующем году надеемся получить собственную лицензию на налив/слив нефтепродуктов на основных причалах, что планово увеличит доходность филиала и снизит стоимость доставки горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Крым", – отметил Волков.
Но в Керченском порту реальная глубина у причалов всего пять метров, а дноуглубительные работы пока не запланированы.
Также свой терминал в порту имеет ООО "ТЭС-Терминал-1", входящая в орбиту влияния владельца крымской сети АЗС "ТЭС" Сергея Бейма. В конце июля в Керчи проводились общественные слушания по оценке воздействия деятельности "ТЭС-Терминал-1" на окружающую среду.
В июне нынешнего года "правительство" Крыма согласовало ГУП "Черноморнефтегаз" учреждение акционерного общества "Морской нефтяной терминал" с уставным фондом 769,7 млн рублей по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов. Оплата акций будет произведена "Черноморнефтегазом" внесением денежных средств (120 млн рублей), а также движимого и недвижимого имущества на 649,780 млн рублей. Среди имущества, находящегося в Феодосии и поселке Кировском: складские помещения, мастерские, трансформаторные подстанции, очистные сооружения, резервуары различной емкости, трубопроводы – всего 138 наименований.
В июле подконтрольный Кремлю "глава" Крыма Сергей Аксенов сообщил журналистам, что в покупке феодосийской нефтебазы, из которой планируют сделать "Морской нефтяной терминал", заинтересованы три крупных инвестора.
"Есть три заявителя, которые хотят поучаствовать в этих процедурах… Покупатели большие, эффективные, которые на рынке известны – названия их, с учетом нашей "санкционности", я не озвучиваю. Мы хотим, чтобы появился частный игрок, который сможет эту нефтебазу оживить и обеспечить транзит нефтепродуктов не только в сторону Крыма, но и в общем перегрузку на другие регионы Российской Федерации, а, возможно, и за рубеж", – отметил он.
20 августа Аксенов своим "указом" определил российское Министерство имущественных и земельных отношений Крыма "исполнительным органом государственной власти", осуществляющим полномочия собственника акций Акционерного общества "Морской нефтяной терминал".
Российское издание "Коммерсантъ" пишет, что основным претендентом на покупку актива у властей Крыма стал однокурсник президента России Владимира Путина Виктор Хмарин. Его партнером может оказаться бизнесмен украинского происхождения Сергей Курченко. По мнению аналитиков, для нужд Крыма нефтебаза избыточна и единственный вариант ее рентабельного использования – морской экспорт нефти и нефтепродуктов тем, кого не отпугнет санкционный статус полуострова.
Сейчас Хмарин возглавляет совет директоров инвестгруппы "Миролюб", которая в числе прочего владеет нефтебазой "Щербинская" в Подмосковье с объемом хранения 20 тыс. тонн и интересуется, в частности, "экспортным нефтетрейдингом через морские терминалы".
Союз изгоев
Впервые США ввели односторонние санкции против Ирана в 1979 году, после того как радикальные исламисты взяли штурмом здание посольства США во время исламской революции. Соединенные штаты и другие западные страны разорвали многие контракты с Ираном, закрыли свои банки и компании. В 1987 году был ограничен импорт иранской нефти.
В 2010 году Совбез ООН ввел схожие с американскими санкции против Ирана. Причиной стало нарушение Ираном договора о разработках ядерного оружия.
Читайте также: В оккупированном Крыму захватчики обещают исправить проблемы, которые сами же и создали
В 2012 году Евросоюз полностью прекратил покупку иранской нефти.
В ноябре 2018 года США в одностороннем порядке вышли из договора и возобновили санкции против Ирана. В санкционный список попали более 700 человек, компаний, самолетов и судов. Восьми странам, в соответствии с соглашением от 2015 года, было разрешено закупать иранскую нефть, но не увеличивать объемы импорта. В мае нынешнего года это разрешение прекратило действие.
Из-за угрозы санкций рынок Ирана покинули более 100 крупных международных компаний, экспорт иранской нефти упал почти на миллион баррелей в сутки.
Санкции против России за аннексию Крыма в 2014 году введены США, странами Евросоюза и Украиной. Уже прошло несколько этапов постепенного ужесточения санкционных мероприятий.
Теоретически Иран может поставлять свою нефть через Россию и Крым, поскольку и Россия, и Иран уже находятся под санкциями. Но насколько это выгодно России? Экономически – вряд ли, поскольку Иран является конкурентом на мировом рынке нефти и уход соперника повышает шансы занять часть освободившейся доли. А вот в политическом плане такое сотрудничество дает возможности для вовлечения Ирана в орбиту российского влияния. Стремление России создать коалицию против США с участием государств-изгоев пока остается одним из основных векторов ее международной политики.
Отметим, что Россия планирует переваливать нефть именно через находящийся под санкциями Крым, при том что в Новороссийске, Туапсе и Тамани есть нефтяные терминалы, в разы превосходящие феодосийский по мощности и полностью готовые к работе, в то время как для полноценного запуска терминала в Феодосии необходимо вложить не менее двух миллиардов рублей.
Следующий вопрос: куда поставлять нефть, после того как она будет доставлена в Крым и станет "дважды подсанкционным" товаром? "Токсичная" нефть может быть переправлена исключительно в находящиеся под санкциями государства и территории. Ближайшая из стран – Сирия, а из территорий – Абхазия. Уместно будет вспомнить, что тот же Курченко активно торговал углем из ОРДЛО.
Что же касается крымских властей и бизнесменов, то их интерес в сотрудничестве с Ираном состоит исключительно в получении прибыли от перевалки нефти.
Между тем в начале августа американская газета New York Times со ссылкой на сервисы отслеживания судов и спутниковые изображения сообщила, что Китай и ряд других стран, несмотря на возможные санкции США, получают нефть с большего числа иранских танкеров, чем было ранее известно.
Газета отследила движение более 70 иранских танкеров с 2 мая, когда санкции США полностью вступили в силу и Госдепартамент заявил, что любые покупки иранской нефти, начиная с этой даты, будут наказываться санкциями. Оказалось, что 12 из этих танкеров перевозили и доставляли нефть в страны Азии и Средиземноморья: шесть из них выгружали груз в портах Китая, остальные перевозили нефть через Суэцкий канал, возможно, в Сирию или Турцию. При этом ранее было известно лишь о нескольких подобных танкерах. Отмечается, что все страны, куда доставлялась нефть, брали на себя риск попасть под санкции США.
Таким образом Турция также может стать нелегальным покупателем иранской нефти из Крыма. И переливать ее, например, с танкера на танкер в нейтральных водах. К какой катастрофе у крымских берегов это привело в январе нынешнего года – все прекрасно помнят.
Для России и Ирана существуют также риски ареста и потери танкеров – Украина отслеживает и предпринимает меры против судов, заходивших в порты аннексированного полуострова.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки