Миру нужен алгоритм: как не допустить новой пандемии
Мы стали жертвами прогресса, но этот прогресс, коммуникации и согласованность действий можно использовать как противоядие от подобных эпидемий.
Возможно, в данном случае я "розовый" оптимист, хотя обычно про меня такое не скажешь. Мне кажется, что пройдет не так уж и много времени, прежде чем человечество снимет с себя эти защитные маски и история с COVID-19 уйдет в прошлое. Конечно, в нашей жизни останутся какие-то последствия, может, даже серьезные и кризисные, но все же вирус перестанет быть актуальной угрозой. Мы будем относиться к ситуации более спокойно и хладнокровно, когда не будет такого количества погибших, когда эпидемия не будет распространяться по разным странам, а эта стремительная лавина остановится.
Почему я так думаю? Простая логика – сейчас перемещения между странами практически нет, перемещений между городами и даже внутри городов ограничено замкнутыми пространствами автомобилей, а люди либо совсем сидят на карантине, либо ограничили свои контакты минимальным количеством человек – раз в сто. Вирусу обрублены руки, чисто математически вероятность заражения сильно падает. Я надеюсь, что история с коронавирусом пойдет на спад, и у человечества появится пауза, чтобы передохнуть и подумать над тем, как сделать так, чтобы подобного больше не было. На мой взгляд – это довольно простой алгоритм.
Давайте начнем с того, почему COVID-19 так быстро и масштабно распространился по миру и в некоторых странах приобрел характер ужасающей, смертельной эпидемии. Все очень просто – это все последствия и плоды технологий, плоды науки и прогресса. Мобильность людей сейчас на порядок возросла – по сравнению с тем, что было даже 10 лет назад, а если сравнивать с годами испанки, то в тысячу раз! С каждым годом билеты дешевеют и повышается мобильность рабочей силы и туристов из тех стран, которые раньше особо не путешествовали. Например, у Китая было самое большое количество туристов и рабочей силы, перемещающейся по миру. Из-за этого как раз и произошло то, что произошло. Мобильность, кругом все открыто, конечно, есть формальные границы, но в мирной жизни – пожалуйста, заходи и живи как хочешь, где хочешь, лишь с некоторыми ограничениями.
Читайте также: Казарін: Людство перемогло – усупереч тому, що епідемія намагається переконати нас у протилежному
История с COVID-19 в чем-то повторяет историю Чернобыльской катастрофы 1986 года, когда советскому правительству удалось скрывать не только от собственного народа, но и от мирового сообщества масштабы и угрозу радиационного заражения. Благодаря этому многие последствия были серьезнее, чем могли бы быть, если бы эвакуацию начали раньше и так далее. Но все-таки радиация в чернобыльском случае менее опасна, чем вирус, она убывает по мере удаления от очага радиации, с вирусом же такого не происходит. Он разрастается там, куда попадает, и создает новые очаги.
Китай не является технологически отсталой страной, но даже в таких странах есть медики и вирусологи, ВОЗ так или иначе следит за ситуацией. Если бы при 100 зараженных, например, китайское правительство сразу же объявило карантин и в провинции, и в столице (и по всей стране, если нужно), то этот вирус не вышел бы за пределы самого Уханя, а за пределы Китая уж точно. Но Китай этого не сделал и всё скрыл. Социалистические тоталитарные режимы вообще представляют собой угрозу, не только в плане вирусов. Они построены на лжи и сокрытии правды. И очередное сокрытие правды произошло с вирусом COVID-19. Но у современного мира преимущество в том, что долго правды не скроешь, все станет явным. И все стало явным, но с некоторой временной задержкой.
Когда же поняли, что этот вирус есть, политики в разных странах слишком долго думали – нет общего алгоритма, поэтому в каждой стране решали по-своему. Вот Лукашенко до сих пор не признает вирус и предлагает закидать его картошкой. У Путина тоже замедленная реакция, в духе: "Вирус? Где я и где вирус! Где мы, русские, а где китайская зараза, что нам она!" Трамп тоже само собой ни во что не верил, тоже говорил, что все это глупости. Известно, что в нескольких крупных штатах и городах США теперь ужасная ситуация со смертностью, несмотря на лучшую медицину в мире. Где-то лучше, как в Израиле – да, там проблемы с некоторыми религиозными общинами, но они были как-то решены.
Главная проблема, почему этот вирус так распространился – это запоздалая реакция, нехватка алгоритма. Знаете, это не как, если подул ветер, несет оттуда гарь, то закрываешь окно, никуда не идешь, включаешь кондиционер. С вирусами такого алгоритма нет и до сегодняшнего момента не было. Миру нужно выработать этот алгоритм не только на частном уровне – ношение масок, отмена рукопожатий, мытье руки, но и на уровне государств, потому что на решения политиков во многих странах влияют их региональные особенности, менталитет, популизм, партийные и диктаторские интересы.
Что же показал этот вирус? Хоть люди и живут в разных городах и странах, но для всех должны действовать одинаковые правила и законы, по крайней мере в том, что касается вирусов, которые наносят ущерб абсолютно всем – диктатурам, демократиям, кому угодно. Здесь как в бане и перед Господом – все равны. Для создания такого алгоритма есть вирусологи и ВОЗ, почти все страны – члены ООН (конечно, кроме Северной Кореи, которая законсервирована сама в себе). Алгоритм действий должен быть выработан и закреплен декларацией, решением ООН, обязывающим все страны следовать этому алгоритму.
Что же должно происходить, если в какой-то стране через некоторое время появится неизвестный вирус?
Если в стране появляется какой-то неизвестный науке вирус, его должны незамедлительно изучить и разослать данные о нем, чтобы проверить, что о нем действительно ничего не известно. Нужно ввести какую-то нижнюю границу обнаруженных случаев, например, 100, чтобы буквально в тот же день представитель страны сообщил, что у них 100 инфицированных человек. Представитель страны должен выйти в ООН и сказать: "У нас такой-то вирус. Врачи подтверждают, что это абсолютно новый штамм. Что нам делать?" ООН голосует в тот же день, а дальше мир действует по принципу детской игры. Море волнуется раз – это объявление о вирусе, море волнуется два – голосование в ООН, море волнуется три – это объявление всемирного карантина – каждый на месте замри.
Ведь вирус распространился из-за того, что все стали принимать своих граждан из разных стран, где те находились добровольно – кто на отдыхе, кто на работе, кто по разным служебным и личным делам. Поэтому если ООН принимает решение ввести карантин в мире – все рейсы должны моментально отмениться, как внутренние, так и внешние, кроме самый экстренных. Замирает жизнь, граждане, которые оказались в момент "замри" не в своей стране и не своем регионе, остаются на месте. В случае, если они через консульство и дипломатических представителей сообщают, что им необходима государственная помощь – государство спонсирует их проживание в отелях в этой стране, помогает страна, принимающая их у себя. Это все равно дешевле, чем возвращать людей, а потом здесь их лечить и ловить. Система компенсаций должна быть отработана через Министерство иностранных дел, международные организации. Это уже большая перестраховка, если мы основываемся на том, что болезнь купируется сразу в регионе, где обнаружено 100 случаев заболевания новым вирусом, и никто не въезжает и не выезжает. Но за две недели всемирного карантина ничего страшного не случится.
Вирус распространяется благодаря мобильности населения, но прогресс можно использовать для борьбы с вирусом – у нас есть система быстрого оповещения по всему миру. Быстро оповестить, быстро связаться, быстро сделать денежные переводы от государства, от частных компаний, чтобы люди оставались на месте. Банковская система должна работать, идентификация в банках – тоже.
Если вводят карантин, все страны по заранее принятой декларации должны отреагировать на ситуацию таким образом, чтобы никто никуда не возвращался. На местах оказывается медицинская помощь, если нужно. Все бесплатно – режим компенсации тоже должен быть отработан на будущее. Больше такой паники, такого хаоса быть не должно. Его можно избежать, потому что двухнедельный карантин по принципу где оказался, там и остался – это дешевле, чем борьба с вирусом, каким бы он ни был. Вычисляется уровень заразности, смертности, все просчитывается и рассылаются инструкции, всё. Закрылись, пожили нормально две недели и даже финансово-промышленного кризиса в таких случаях не будет, потому что алгоритмы будут готовы и бизнесы тоже.
Ведь за две недели ничего страшного не происходит. Вспомните, как в постсоветских странах люди по две недели в Новый год и, давайте честно скажем, до Нового года фактически не работают и ничего не делают. Как-то экономика при этом не рушится! То же самое и с майскими праздниками, в августе тоже две трети уходит в отпуск, а экономика из-за этого не рушится. Если раз в два-три года будет случаться такая эпидемия, то всемирный карантин обязателен и все спасутся. Не будет ни ущерба, ничего. Будет проседание, но не будет никакого кошмара, который прогнозируют сейчас. Думаю, что и в этот раз все не будет столь апокалиптично, потому что все находятся в более или менее равных условиях.
Читайте также: Питання нашого виживання: що треба робити для уникнення катастрофи
Китай определенно виноват и должен это компенсировать. Не знаю, как к этому можно принудить, есть ли такие способы принуждения, все-таки он член Совбеза ООН. Но мне кажется, что это тоже должно быть на уровне международного решения и если надо, то и санкций. Этот урок должен быть вынесен всеми, потому что так не делается. Появился вирус – о нем должны сразу оповестить, а дальше должен включаться вышеупомянутый алгоритм, который нужно официально утвердить мировым сообществом.
В каком-то смысле мы стали жертвами прогресса, но этот прогресс, коммуникации и согласованность действий можно использовать как противоядие от подобных эпидемий. На мой взгляд, это все очень просто, просто требуется политическая и моральная воля, а люди уже научены. Смотрите, как быстро перестали здороваться за руку и носить маски, люди стали сознательнее – это тоже заслуга глобального оповещения, люди быстро осознали, что происходит, какие есть угрозы, и ведут себя соответственно.
Этот урок надо выучить, пережить этот кризис с минимальными потерями, и продолжить идти дальше так, чтобы больше никогда в мире такого не было, потому что все возможности, технологии, рычаги и политические, и международные, и логистические – уже есть. Главный принцип – оставайтесь на месте тогда, когда миру угрожает глобальное распространение неизвестного вируса, от которого пока нет вакцины и нет лечения.
Надеюсь и на то, что скоро появится лечение, лаборатории работают и я надеюсь, что этот вопрос займет несколько недель. Но ничего бы этого не было нужно, если бы вовремя ввели карантин. Я надеюсь, что в тех странах, где он был введен относительно вовремя таких последствий, как в Италии, Испании и в штате Нью-Йорк не будет. Надеюсь, что этот оптимизм оправдан и действительно никакой катастрофы не случится, мы его как-то переживем. Другое дело, что и после вируса останется много проблем. Никуда не денется ни Россия, ни Путин, ни другие диктаторские режимы, ни сумасшедшие дебилы у власти, но уже будет хотя бы что-то, что мы преодолели. А дальше все проблемы придется решать точно так же – коронавирус их за нас не решит, Путина он не снимет, Россию не разрушит, ничего такого не будет. Халявы в мире не бывает, все только сами, только рассчитывая на собственные силы.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки