Травма и травля Ильи Хржановского
Украина – не совок. Но попытки вернуть ее в советское прошлое совершаются сейчас под предлогом избавления от него, пишет Иван Козленко в блоге для НВ.
Теперь, когда Илья Хржановский, спасая свою подмоченную в Украине репутацию, в своих многочисленных интервью открывает глаза российской публике на "травлю" и украинский антисемитизм (направленный против него – этнического украинца), я хочу рассказать про травлю.
С легкой руки Сергея Лозницы, замечательного знатока советской реальности, этот термин с недавних пор вернулся в украинский лексикон.
Когда в свободной прессе, не ангажированной политическими интересами и не ограниченной государственной цензурой, появляются критические материалы, основанные на открытых источниках и фактах – это во всем цивилизованном мире называется критикой. И только в совке – травлей.
Когда СМИ дают возможность высказаться всем сторонам и заинтересованным лицам, предоставляя свои площадки, это называется общественной дискуссией. И только в совке – травлей в газете Правда.
Читайте также: "Бабин Яр – не місце для сумнівних проєктів", – голова ОУН про стрічку "Дау"
Когда обвинения в нарушении прав человека / младенцев, которые неспособны сами себя защитить, исходят от правозащитников / правозащитных организаций, а не покрываются круговой порукой – это называется борьбой за права человека. И только в совке – репрессиями.
Кстати, мне все еще интересно увидеть "все необходимые документы" на "аренду" 2,5-летнего сироты из харьковского приюта Игоря Писаренко, которого для съемок проекта Хржановского Дау поместили на несколько дней в семью мамы Норы (Радмилы Щеголевой) и папы Дау (Теодора Курентзиса), убедив, что это его новая семья, а затем вернули в приют.
Когда сотни украинских интеллектуалов, несогласных с непрозрачным назначением и сомнительными идеями худрука Мемориала Бабий Яр, подписывают открытое письмо с призывом уволить Хржановского и возобновить работу гражданского совета при Мемориале, это называется письмо протеста. И только в совке – доносом.
И даже тиражированный в российской прессе мем либерала Дмитрия Быкова, частящего в Украину со своими просветительскими турами, "донос Козленко" не является травлей.
Так вот травля – это когда есть неустранимый дисбаланс власти. Когда богатый и известный мужчина-режиссер, представитель российского культурного истеблишмента, сомнительные деяния которого освящены призом Берлинале, и за которым стоят ресурсы как минимум нескольких богатейших российских олигархов, а также сотни мировых знаменитостей, оказавшихся втянутыми в его бесчеловечный проект, всей армией своих преданных сектантов обрушивается на двух беззащитных женщин – независимых российских кинокритиков Марию Кувшинову и Татьяну Шорохову, посмевших усомниться в правомочности проводимых им в Харькове социальных экспериментов и этичности включения продукта этих экспериментов в конкурсную программу Берлинале.
Травля – это когда вся российская продвинутая либеральная общественность как один набросилась на "свихнувшихся" на феминистском дискурсе "фемок", "придумавших" какие-то властные иерархии в таком демократичном российском либеральном кинорынке.
Читайте также: Що таке "ДАУ" і чому воно не має нічого спільного з мистецтвом
Когда коллеги отвернулись от них, клейменных "доносчицами" за то самое письмо дирекции Берлинале, в котором ставился весьма простой вопрос: было бы принято в конкурс фестиваля произведение, снятое такими методами, которые использовал Хржановский в Дау, будь оно создано не в стране третьего мира, а, скажем, в Германии?
Травля – это когда весь российский киноистеблишмент во главе с легендарными кинокритиками Зарой Абдуллаевой, Андреем Плаховым, Любовью Аркус и Антоном Долиным, единым фронтом выступил против "доносчиц" и "истеричек", посмевших критически отозваться об их фаворите, методы которого они вот уже 15 лет отбеливают в российской прессе и на страницах своих легендарных изданий.
Травля – это когда для того, чтобы выразить свою позицию, отличную от созданной киногуру, Кувшиновой и Шороховой пришлось создать свой сайт kimkibabaduk, поскольку на существующих ресурсах высказаться им не давали. (Статья Кувшиновой "Дау, гуд бай!", кстати, была прочитана на нем более 25 тысяч раз еще до начала украинской дискуссии вокруг Дау).
Травля – это когда выдающийся российский кинокритик Любовь Аркус обвиняет Кувшинову в смерти режиссера Расторгуева, будто засовестившегося ее претензиями в молчании и тотальном "одобрямсе" и поехавшего на верную смерть в ЦАР. И когда во внимание не берется даже причинно-следственная связь, демонстрирующая, что поездка в Африку предшествовала статье Кувшиновой.
Когда та же Аркус, создательница фонда поддержки детей с аутизмом Антон тут рядом и директор этого же фонда Зоя Попова отправляют детей с аутизмом на съемки Дау в Харьков, где происходит случай избиения людей с аутизмом, о чем свидетельствуют участники съемок Гордон и Добкин, и вместо того, чтобы попробовать разобраться в ситуации, посвящает Дау целый номер своего журнала Сеанс.
Травля – это когда Шорохова в качестве "награды" за небезразличие получает диабет и нервный срыв. И когда обе – и Шорохова, и Кувшинова – вынуждены удалиться из фейсбука, чтобы не получать более проклятий.
Читайте также: "Всі пазли сходяться докупи" – Оксана Забужко відреагувала на фільм "ДАУ", концепцію "Бабиного яру" та "свою участь" у її створенні
Кувшинова и Шорохова – открыто и без ощутимой поддержки российского киносообщества выступили против методов Хржановского задолго до его появления во главе Мемориала Бабий Яр. Тоталитарное общество и его элита, охраняя свои статусы и влияние, сделали их париями в России. Единственные, кому стало стыдно, были уничтожены и раздавлены.
Искра именно их гнева начала пожар в Украине вокруг Бабьего Яра и Дау, который, я надеюсь, завершится установлением справедливости.
Сегодня эти две молодые женщины вышли на бой с российским Левиафаном, пожертвовав своей репутацией и профессиональной карьерой.
Украина – не совок. Но попытки вернуть ее в советское прошлое совершаются сейчас под предлогом избавления от него. Совок, однако, нас кое-чему научил: зри в корень и не верь словам – значение имеют только методы. И если чтобы побороть совок в себе вам под благовидным предлогом "преодоления травмы" предлагают вновь в него вернуться – это может означать только реванш совка, и ничего более.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки