Что из года в год привлекает украинских заробитчан в Финляндию и как им там живется?
Милана Лузина говорит, что работодатели к ним относятся хорошо
На финских фермах сборщикам ягод работать надо быстро, и многие финны, как выяснилось этим летом, не справляются. Летом также выяснилось, что не на каждой ферме сезонным рабочим предоставляют хорошие условия. Но украинские сборщики ягод приезжают работать из года в год. Только ли из-за денег?
Об этом на страницах финского издания Yle пишет журналистка Марианне Маттила.
На ферме Хенри Лайтинена в поселке Пупонмяки (община Леппявирта) к десяти утра все работы уже выполнены: сбор клубники начался в четыре утра.
Мы приехали, чтобы выяснить, почему украинские сборщики ягод из года в год приезжают работать на финские фермы. Работать надо быстро, и многие финны, попробовавшие себя этим летом на фермах, поняли, что не справляются. Летом также выяснилось, что не все владельцы ферм предоставляют сборщикам ягод хорошие условия.
Мы встречаем одну из сборщиц ягод, Милану Лузину, которая приезжает на ферму Лайтинена уже в девятый раз.
Каролина Скрипниченко — представитель организации Future in Savo («Будущее в провинции Саво»). Цель Future in Savo — проинформировать работодателей провинции Северный Саво о возможности обучать и нанимать сезонных рабочих из разных сфер на более длительный период.
Каролина Скрипниченко знает украинский язык и иногда помогает с переводом. Милана Лузина хорошо говорит по-английски, так что беседа переходит на украинский лишь тогда, когда слова для описания какой-то ситуации на иностранном языке заканчиваются.
Скрипниченко пишет дипломную работу об организации труда украинских сезонных рабочих в Финляндии.
«Мы словно в отпуске»
На ферме Хенри Лайтинена в общей сложности работают 22 сезонных рабочих, которые прилетели в Финляндию чартерным рейсом, организованным Союзом сельхозпроизводителей и лесовладельцев Финляндии (МТК). Двухнедельный карантин после перелета закончился, поэтому сборщики ягод могут свободно перемещаться.
По сообщению Пограничной службы Финляндии, шестого июля в страну прибыли около 6360 сезонных рабочих. Статистики о гражданстве рабочих нет, но большинство точно приехали из Украины.
Работающие на ферме украинцы хорошо друг друга знают. Этот коллектив уже давно работает вместе. В этом коллективе есть родственники, друзья и жених Лузиной, за которого она выйдет замуж в августе.
В первую очередь я интересуюсь, почему миниатюрная Милана Лузина хочет заниматься тяжелым физическим трудом.
«Мы наслаждаемся каждым мгновением, мы словно в отпуске. Нам радостно от того, что мы вместе работаем, а потом вместе проводим свободное время», — рассказывает Лузина.
Читайте также: Асахи: Таких ли "тесных" отношений хотела Украина с Европой?
«Иногда работа тяжелая, но это сразу же забывается, и мы идем плавать, ловить рыбу, общаемся с друзьями», — продолжает она.
Милана Лузина добавляет: украинцы считают, что человеку полезно время от времени заниматься физическим трудом. При помощи сезонной работы можно даже улучшить свой внешний вид.
«Когда я возвращаюсь в Украину, все замечают, что я изменилась. Приезжаю подтянутой и загоревшей», — рассказывает она.
Хорошее отношение — обычная вещь: «Они действительно очень внимательно следят за тем, чтобы мы хорошо себя чувствовали»
Милана Лузина говорит, что у них сложились теплые отношения с работодателем. К ним хорошо относятся. Владельцы фермы регулярно проверяют, все ли в порядке.
«Владельцы фермы для нас, как родители», — рассказывает Лузина.
Милана приводит пример хорошего отношения: проживающие у Хенри Лайтинена работники оплачивают только электричество и воду. Получается 1,65 евро за день. Ферма же оплачивает все хозяйственные средства, бумагу и мыло. И снабжает картофелем для питания.
В дождливые дни сборщикам ягод дают дождевики и теплую одежду. В рабочий перерыв им предлагают напитки и перекус.
«Они действительно очень внимательно следят за тем, чтобы мы хорошо себя чувствовали и не заболели», — отмечает Лузина.
Украинские знакомые рассказывали Милане, что условия работы и отношения с работодателями на финских фермах не всегда такие хорошие, как у них.
Сама Милана не встречала в Финляндии людей, которые хотели бы ее обмануть. Напротив, ей всегда помогали, когда это было необходимо.
«Большинство работодателей мне кажутся справедливыми», — рассказывает она.
В основе — равноправие
«Условия работы и проживания должны быть такими, чтобы мне самому здесь нравилось», — говорит владелец фермы Лайтинен.
Самому Хенри Лайтинену довелось столкнуться с плохими условиями для ночлега, когда он был в Азии.
Однако теплые отношения между работодателем и работником — это не только удовлетворение материальных потребностей.
«Все общаются на равных, отношения с работниками в некотором роде похожи на отношения в семье», — говорит Хенри Лайтинен.
В конце сезона сборщики ягод оставляют часть своих вещей в ожидании следующего лета.
Читайте также: Люди на экспорт. Как желание ЕС удерживать трудовых мигрантов скажется на Украине
Работники и работодатель поддерживают связь и зимой. Обе стороны охотно делятся новостями.
Этой весной общение было особенно активным, потому что ситуация с сезонными рабочими менялась несколько раз. В итоге разрешения на работу все же были получены, рейс состоялся.
Хенри Лайтинен организовал для работников перевозку от аэропорта. Он также частично оплатил перелет.
«Я подумал, что оплачу за каждого сборщика сто евро», — рассказывает Лайтинен.
Сбережения пойдут на свой дом в Украине
Милана Лузина живет вместе со своим женихом в поселке в десяти километрах от Киева. Она работает кассиром в зале игровых автоматов. Из-за коронавируса последние месяцы развлекательный центр был закрыт. За свою работу она получает примерно 300 евро в месяц.
Заработанные в Финляндии деньги Милена Лузина и ее жених отложат на строительство дома.
У Лузиной уже есть сбережения. Сначала она планировала купить на них квартиру. После встречи с женихом ее планы изменились.
«Теперь я думаю о семье», — рассказывает она.
В Украине весь заработок уходит на питание и проживание. За сезонную трехмесячную работу она получит около 3-3,5 тысяч евро.
Читайте также: Трудовая миграция – объективный процесс, который не остановить. Как с этим быть?
«Так многие копят на квартиру или машину. В Украине копить приходится значительно дольше», — рассказывает Лузина.
Может ли жизнь пары и в дальнейшем быть связанной с Финляндией?
«До встречи с женихом я думала, что могла бы остаться здесь навсегда. Сейчас, пока мы планируем совместную жизнь, мы могли бы остаться на несколько лет в Финляндии и работать на постоянной основе», — говорит Милана Лузина.
После клубники начинается сбор ирги и лесных ягод
Украинские сборщики ягод работают на ферме три месяца. Этим летом урожай клубники был плохим. Сказались зима и июньская жара.
На ферме Хенри Лайтинена еще можно собирать иргу, которая созревает после клубники. Потом можно будет собирать лесные ягоды.
Прошлый год для Хенри Лайтинена, продолжившего дело своих родителей, был очень тяжелым.
«Бумажной работы было больше, чем обычно. Я нервничал, будут ли у меня вообще работники», — делится он.
Читайте также: Скоро каждому второму украинцу придется задуматься об эмиграции, – экономист
Во время посадочных работ у Лайтинена работали финны. Остался работать на ферме на более долгий срок один из пятерых финнов.
Хенри Лайтинен нанял дополнительных работников: ему удалось взять на работу несколько мигрантов, в том числе из Афганистана и Ирака. Мужчины приедут на работу из столичного региона и города Оулу.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки