«То, что торчит у фасада «Олимпийского» - это черный вход Януковича» - Süddeutsche Zeitung
«Создатель перед закрытыми воротами своего детища - ну, не нонсенс ли?!» Этот риторический вопрос, поставленный корреспондентом немецкой газеты Süddeutsche Zeitung в очерках об архитекторах, создавших проекты главных стадионов Евро-2012, может поразить кого угодно, но только не самих архитекторов. Об этом сообщило издание Deutsche Welle.
Фольквину Маргу (Volkwin Marg), возглавляющему вместе со своим партнером Майнхардом фон Герканом (Meinhard von Gerkan) одно из крупнейших в мире архитектурных бюро GМP, хорошо знакома такая ситуация. Начиная с генеральной реконструкции берлинского стадиона к чемпионату мира по футболу 2006 года, он спроектировал несколько суперсовременных футбольных арен. В одной только Южной Африке стоят три его стадиона, столько же в Бразилии и вот теперь - в Варшаве и Киеве.
И каждый раз одна и та же история: как только стадион построен (а порой и во время строительства), другие люди решают, пускать на его территорию архитектора или нет. Впрочем, на посещение игр чемпионата Европы, контрамарки или VIP-пропуска Фольквин Марг не претендует. Сам он футбольным фанатом не является. Тем не менее его стадионы - включая и киевский «Олимпийский», где пройдут четыре матча и финал Евро-2012, - построены (или, во всяком случае, спроектированы) с максимально возможным комфортом и для игроков, и для болельщиков.
Крыша-мембрана, представляющая собой специальную тентовую конструкцию, которая растянута на структурированных по принципу спиц велосипедного колеса вантовых фермах, - самая большая в мире.
Полупрозрачный навес (стеклоткань изготовили в Германии) полностью закрывает трибуны, но пропускает дневной свет. Что касается фасада стадиона, то между стеклянными панелями оставлено свободное пространство, через которое поступает воздух. Разумеется, установки для кондиционирования воздуха на стадионе тоже есть.
Можно еще долго рассказывать о достоинствах «Олимпийского», но о них уже написано много и подробно. Как - увы! - и о 13-этажном здании-призраке, которое стоит как раз там, где, как предположил бы нормальный человек, должен был бы находиться главный вход на стадион. До последнего момента даже сами берлинские архитекторы не знали, что же это «торчит» у самого фасада их стадиона. Отель? Офисный комплекс? И никто в Киеве, ни одна инстанция, ни на каком уровне, не могли дать им ответ на этот вопрос.
Как никто не мог сказать, а кто же собственно дал разрешение на строительство этого здания, которое, среди прочего, значительно сокращает возможности эвакуации со стадиона. «В Киеве VIP-гостей ждет особенная премьера, - ехидно замечает корреспондент Süddeutsche Zeitung, - на стадион они будут проходить через холл гостиницы».
Журналист как раз и имеет в виду вестибюль 13-этажного киевского призрака, который, как сейчас уже известно, должен превратиться (но только через год!) в четырехзвездочный отель Sheraton. Немецкий комментатор заключает: «Эта история не удивительна в городе, где высотки вырастают в районах, в которых строжайше запрещено строить высотки и где наращивают на дома этажи, на что никакое ведомство согласия дать не должно было бы».
Впрочем, о коррупции, о которой пишут практически все немецкие журналисты, рассказывающие о новом киевском стадионе, Фольквин Марг дипломатично предпочитает не распространяться. Ясно, что глава архитектурного бюро, в котором работает более полутысячи сотрудников, не может себе этого позволить - иначе он рискует потерять потенциальных заказчиков.
Да, строительство «Олимпийского» обошлось процентов на 30 дороже, чем калькулировали авторы проекта, но сами архитекторы к этому никакого отношения не имеют, их вины здесь нет. Как и в том (еще одна печальная цифра), что во время реконструкции «Олимпийского» погибло больше рабочих, чем на строительстве всех трех стадионов Марга в Южной Африке. То есть техника безопасности там была поставлена лучше, чем в Украине.
Политическую ситуацию на Украине 76-летний «звездный» архитектор тоже предпочитает не комментировать. Фольквин Марг родился в Кенигсберге (сегодняшнем Калининграде), после школы бежал из ГДР в Западный Берлин - в общем, пережил в своей жизни немало серьезных политических катаклизмов, и, возможно, еще и поэтому не любит категорических оценок. Впрочем, когда во времена Каддафи архитектурная мастерская GMP получила из Ливии крупный заказ на проектирование выставочного центра и в процессе работы выяснилось, что диктатор будет проводить в нем парады, Марг и его коллеги разорвали контракт. Так что беспринципными их назвать нельзя.
Да и стадион, в самом деле, получился прекрасный. И есть надежда на то, что и после чемпионата Европы по футболу он не станет «белым слоном». Так на профессиональном жаргоне называют спортивные арены, если те после проведения крупных соревнований, для которых были построены, фактически не используются и медленно разрушаются, теряя былую красоту.
Правда, даже если канцлер Германии вдруг приедет на финал в том случае, если в нем будет играть немецкая сборная, она не сможет по достоинству оценить все великолепие нового киевского стадиона, спроектированного ее земляками. Дело в том, что стеклянную крышу над самой главной - президентской - ложей рабочие закрыли мутной пленкой. Как говорят, в целях безопасности. президента надо беречь...
Катерина РИЗАНЧУК katerizanch, UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки