Как в Царской России судили предшественников Pussy Riot
В России пока нетнаказания за «богохульство». В нынешнемзаконодательстве ответственность заоскорбление религиозных чувств гражданлибо осквернение почитаемых имипредметов, знаков и эмблем мировоззренческойсимволики предусматривает пункт2 статьи 5.26 Кодекса об административныхправонарушениях. Максимальный штрафвсего 1000 рублей.
Pussy Riot же судили за«хулиганство». Мы не будем вдаваться ванализ абсурдности этого обвинения –за нас это уже сделали десяткидобросовестных юристов. Интереснеепосмотреть, что грозило бы этим трёмдевушкам в царское время – ведь именнок этому времени аппелирует сегодня РПЦ,считая его своим «золотым веком» истараясь жить по его канонам (к примеру,претендуя на признание её четвёртойветвью власти).
Возьмём самое мрачноевремя – 1845 год. В стране царит рабовладение,а церковь является не только ветвьювласти, но и сама вершит суд и наказания.Так, в монастырских тюрьмах содержатсясотни людей из, как сказали бы сегодня,«креативного класса».
Тюрьмы эти представлялисобой земляную яму с обложенными кирпичомкраями и сверху закатанную бревнами.Человека, порой скованного по рукам иногам, бросали в этот сырой холодныйпогреб с крысами, которые нередкообъедали нос и уши страдальцу, лишённомуправа иметь даже палку для защиты. Неотличалось христианским гуманизмом исодержание людей в «арестантскихчуланах» и «каменных мешках» дляодиночного заключения, иногда настолькотесных, что там нельзя было даже лежать,и узнику годами приходилось мучитьсяв скрюченном состоянии.
Так, ВладимирБантыш-Каменский, заключенный в тюрьмусуздальского Спасо-Евфимиева монастыря29 декабря 1828 года по обвинению вбезнравственном поведении, не продержалсяи месяца, умер 22 января, а декабристкнязь Федор Шаховской, доставленный вмонастырь 3 февраля 1829-го, скончался 24мая того же года. Вообще, из монастырскойтюрьмы нечасто выходили живыми, и те,кто смог пережить первоначальный шок,оставались там по полвека и дольше.Старообрядец Семён Шубин просидел наСоловках 63 года, а осужденный за скопчествоАнтон Дмитриев умер после 65 лет заточения.Таким образом, строгость наказаний за«духовные преступления» во многомпревосходила наказания уголовников.
Физические страданиядополнялись моральными. В ряде случаевзаключенные лишались даже праваназываться собственным именем, вместокоторого употреблялся арестантскийномер либо кличка по составу «преступления».
Возьмём самую большуюи печально известную тюрьму Соловецкогомонастыря. В 1830-м туда бросается крепостнойфилософ-самоучка Фёдор Подшивалов; в1850-м – украинский националист ГеоргийАндрузский; в 1861-м – священник ФедорПомеранцев за неправильное толкованиекрестьянам царского манифеста 1861 года;священник Иван Яхонтов – за служениепанихиды по крестьянам, расстреляннымв селе Бездна при подавлении волненийпо поводу того же манифеста.
Монастырские тюрьмыфункционируют вплоть до Революции 1917года. Вот, к примеру, какие узники сиделив суздальской тюрьме уже в начале XXвека: Ермолай Федосеев – за то, что «жилв пещере и своей лицемерной праведностьюпривлекал к себе массы простого народа»;Иван Чуриков – «выдавал себя за целителяи чудотворца и тем эксплуатировалрелигиозное чувство простецов»; священникГерасим Цветков – за то, что отвергалавторитет Святейшего Синода и говорило необходимости созыва вселенскогоСобора».
Но вернёмся к 1845 годуи посмотрим Уложениео наказаниях уголовных и исправительных1845 года.
Действия Pussy Riot в ХХС,на первый взгляд, подходят под ст. 182Богохульство в церкви — ссылка икаторжные работы до 15 лет, телесныенаказания, клеймение; в ином публичномместе — ссылка и каторга до 8 лет, телесныенаказания, клеймение.
Но был ли их панк-молебенбогохульством? Даже многие священникине уверены в этом или даже прямо говорят– нет, не был. Тогда действия Pussy Riot можноквалифицировать по уже более мягкимстатьям:
Статья 197. Не Православнаяпроповедь — заключение в смирительномдоме до 2 лет.
Статья 233-234. Нахождениелица в не предназначенном для него местев Церкви — денежный штраф, арест до 7дней.
Статья 236. Непозволительноевторжение в церковь – денежный штраф,арест до 7 дней.
Вот последние две статьи– (233-234 и 236) в наибольшей мере характеризуютпанк-молебен Pussy Riot. И даже по правиламсвирепой Российской империи первойполовины XIX века им грозило до 7 сутокареста.
Странницы поклоняютсягипсовой фигуре Серафима Саровского
А осознание обвиняемымисобственного невежества вообще моглоснизить наказание до самого минимума.Судебные дела по богохульству прямоговорят об этом. Вот ряд таких дел:
- В торговую лавкузаявился выпивший крестьянин Невьянскогозавода с требованием отпустить ему вдолг папирос. Когда лавочник отказалсяэто сделать, при этом побожившись иуказав на висевший на стене крест,крестьянин в присутствии ещё несколькихчеловек разразился матерной богохульнойбранью. Екатеринбургский окружного судназначил крестьянину Бердникову,богохульствовавшему в торговой лавкеНевьянского завода, наказание по 2-йчасти 182-й статьи «Уложения о наказаниях»в низшей мере, приговорив его к ареступри полиции на три недели, ввиду «крайнегоневежества подсудимого».
- Арестованный запьянство 16-летний крестьянин Березовскогозавода в арестантском помещении принялсянепристойно ругаться. На попыткусокамерника урезонить буяна словами«что ты, Бог с тобою», крестьянин началругать матерной бранью Бога, Богородицуи православную веру. Вместо грозившихему трёх лет, по невежеству – 2 неделиареста.
- В 1902 году было возбужденоуголовное дело по обвинению в богохульствежившего в Екатеринбурге сына коллежскогорегистратора Александра ИвановичаБыстрова 42-х лет. Во время игры в карты,потерпев неудачу и будучи пьян, Быстровуслышал замечание от одного из игроков— Малпева, что ему, Быстрову, не везёт,потому что он плохо верует в Бога. Вответ на это Быстров, по показаниямодного из свидетелей, взял карту скоролём червей и, разорвав её надвое,сказал остальным игрокам, что они не втого Бога веруют, в которого веруют все,а вот в этого, и прибавил: «Что мне вашБог! Он — ничто; мне калоши мои дороже,так как они согревают мне ноги, а вашБог ничего мне не делает». Вместогрозивших трёх лет заключения – 1 месяцтюрьмы.
Ну, а главное всё жесостоит в другом. Церковь у нас не толькоотделена от государства, но и не являетсяправопреемницей РПЦ Российской империи.Высшие иерархи (в т.ч. Синод) радостно в1917 году отказались от царя. Тем самымони прервали свою преемственность.Нынешняя РПЦ де-факто была созданаСталиным в 1943 году и является преемникомименно этого сталинистского новообразования.
Де-юре это признаёт игосударство. Интересен такой факт. В1964 году в СССР была образована относительномногочисленная религиозная группа подназванием «Всероссийскийсоциал-христианский союз освобождениянарода (ВСХСОН).Своим идеалом эта группа видела примернонынешнее состояние РПЦ, когда онавмешивается в государственные дела.
Как и ныне о Pussy Riot,о церковных активистах из ВСХСОНписали мировые СМИ,
в их поддержкувыступали деятели культуры
Лидеры ВСХСОН получилибольшие сроки: Игорь Огурцов – 15 лет,Михаил Садо – 13 лет. Оба они (а такжеАверичкин и Вагин, получившие по 8 летзаключения) до сих пор не реабилитированы,хотя и не раз подавали документы нареабилитацию.
Конечно же, Огурцова,Садо (посмертно), Аверичкина, Вагина итрёх девушек из Pussy Riot – Толоконникову,Самуцевич и Алёхину – надо реабилитировать.Хватит, навоевались друг с другом.
Итальянская листовка«Требуем освобождения Игоря Огурцова,узника советских концлагерей».
ИгорьОгурцов изображен на фоне эмблемыОлимпиады-80 и цепей узника.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки