Рассийская имперскость или почему они такие?
Демократическая пресса уже давно кишит версиями о причинах «внезапного» агрессивного поведения российского государства. Высказываются мнения о том, что Путин помешался, о тотальном зомбировании российского общества, о гитлеровских амбициях вождя российской нации, о тоталитарности, сравнимой лишь с эпохой сталинизма, о перенаправлении общественного взгляда с внутренних проблем на внешние, о поисках внешнего врага и пр.
И ведь действительно, просто удивительно, Россия – наш сосед, с которым нас связывают в буквальном смысле кровные узы, друзья, родственники, бизнес. Не говоря уже про культурную общность и историческое наследие. Почему этот наш брат так искренне хочет нам «помочь», забирая нашу территорию, пугая продолжением агрессии, завоеванием? С ненавистью и злорадством смакуя и пересказывая истории о том, как у нас всё плохо, как мы недальновидны и глупы, какие мы, нацисты, враги, «руссконенавистники» и «беспредельщики»?
Многие украинцы перессорились со своими друзьями и близкими по ту сторону северо-восточной границы. Границы, вдруг, уже не только географической – границы понимания, границы ментальной и культурной.
Почему это, мягко говоря, недружественное отношение к нам, спровоцированное и спроецированное властной верхушкой, так естественно, так совершенно искренне поддерживается большой частью российского населения, наверное, большей его частью?!
Не стоит фантазировать и драматизировать – причины просты, прозаичны и очевидны.
Путин не помешался – Путин расчётливый игрок геополитических партий, достойный сын своего народа, своего времени. Россияне не «зомби» – их общественное, именно общественное мнение – совершенно естественный продукт современного российского общества.
Итак, причина первая – историческая модель государства. Россия возникла, становилась и развивалась, как Империя. Это происходит уже около 600 лет. Её фундамент – «собирание земель русских», «народ – богоносец», «третий Рим», «наследие Византийского православия». Её цемент «За веру, царя и отечество». На короткий (с исторической точки зрения) советский период православная вера была заменена верой в «коммунизм», царь – коммунистической партией. «Народ – богоносец» пытался нести «светлое будущее всему человечеству». Имперская идея продуктивно воплощалась и совершенствовалась.
Сегодня лозунги всё те же – «защита русского населения», «собирание русских земель», битва с «бандеровцами», как продолжение дела отцов – битвы с фашистами. Конечно, нужен сильный внешний враг. Запад, западная демократия. И это не искусственная наигранность – действительно, 9 лет «ельцинизма» показали несостоятельность «российской демократии», как модели для существования имперской системы.
Что может Империя предложить своим народам взамен своей стандартной идеологии, какие блага? Если не будет цементирующей идеи, не будет фундаментальных лозунгов – здание рассыплется. Децентрализация – федерализация – и… десятки независимых «феодальных княжеств». По территориальному, этническому, политическому и пр. принципам. Точно так же как рассыпался Союз, советские республики – точно также рассыплется современная Россия без имперской идеи и тоталитарной власти. Или имперская психология общества и все соответствующие ей общественные атрибуты, включая цензуру, агитацию, диктатуру, тоталитаризм и прочее, или развал империи, хаос, новые войны, страдания народа.
Причина вторая, как следствие первой – это историческая ментальность российского населения, основанная на имперском мышлении. Само российское крепостничество возникло и развивалось, как разновидность военно-феодального государственного устройства.
Россия – государство, в котором жёсткая пирамидальная система власти была всегда освящена религией и поддерживалась общественным мнением большинства, а вольнодумие заслуживало всяческих покараний. Советская власть совершенствовала рабскую психологию, оттачивала новые способы эксплуатации, репрессий, оправдания их целесообразности и необходимости.
Менталитет этноса, становившийся на протяжении многих веков – это глубоко в «подсознании» народа, в быту, в детстве, в песнях и преданиях, в жестах и в языке. Это глубоко культурно и это не та вещь, которая полностью исчезает, даже через несколько альтернативно воспитанных поколений.
Причина третья – психологическая, происходящая из второй. Российская антиукраинская и антизападная пропаганда попадает на ментально удобрённую почву.
Мы – россияне, мы можем, мы несём великую идею, мы поможем. Только с нами вам по пути! А если вы отказываете нам в нашем искреннем братском, глубинном желании вести вас за собой – значит вы предатели, бандеровцы и враги.
«Аннексия» Крыма – действительно, блестящая победа имперской идеологии – российский народ оценит по достоинству мудрость своего вождя! Какое гениальное удовлетворение коллективного эго российского суперэтноса! Мы – не рабы! Мы – господа! Мы можем защитить, забрать, присвоить. Какая гордость! Вот, только это, к сожалению, не меняет рабскую сущность российского имперского самоосознания. Напротив – лишь укрепляет…
В подтверждение преемственности своей имперской исторической ментальности, в 1993-м году Россия восстановила свой герб – двуглавая хищная птица, смотрящая на восток и на запад – символ российского империализма, в 2000-м реанимировала музыку советского гимна (первоначально одобренную И.В.Сталиным) – один из символов репрессивной эпохи 20-го столетия. Не правда ли, символично?
Дмитрий ФРАНЧУК
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки