«А Гужве я завидую. Ни один мой сотрудник никогда не хранил в сейфе полтора миллиона гривен», - Влащенко о газете «Вести»
Сегодня мой пост о случившемся с газетой В. вызвал шквал комментариев с диаметрально противоположными позициями. Что собственно и побудило меня к написанию этого короткого и декларативного текста
Пребывая в статусе менеджера и журналиста одновременно, я смотрю на ситуацию как бы с двух сторон. Иногда мне кажется, что скоро я заработаю косоглазие. Но в большинстве случаев я понимаю: без немедленной реформы мы никогда не построим конкурентную среду для развития честных, а главное, качественных СМИ.
Только не говорите мне, что на рынке есть честные и нечестные. На рынке все работают в предлагаемых обстоятельствах, в которых не могут
- выступить против политики собственных владельцев;
Доказательство тому бесконечная демонстрация «своих» кандидатов на известных каналах, колебание редакционной политики в соответствии с душевными движениями олигарха и др. Конечно, это не так отвратительно, как называть сепаратистов ополченцами, но и журналистскими стандартами тоже не назовешь;
- открыть подлинную бухгалтерию,
так как украинская система налогообложения (в частности, налоги на зарплату) позволяет "вбелую" существовать только гигантам, но они этого тоже не делают; кроме того, далеко не все украинские СМИ (в том числе и те, кого мы считаем прогрессивными) не готовы сегодня назвать своих настоящих учредителей и показать инвестиции;
- существовать в условиях подлинной конкуренции, так как стопроцентно зависят от политических денег, которые «отсыпают» владельцы-олигархи, или же теневые благодетели.
Уверена ли я в том, что пишу? Абсолютно. Ибо в Украине нет рекламного рынка. Оно и раньше так было (как пел Окуджава «а пряников, кстати, всегда не хватает на всех»), а сегодня рекламный рынок и вовсе остановился.
Срочно осуществлять медиареформу.
- Организовать Общественные слушания.
Какой бы мы хотели видеть Структуру? (Только не называйте контору Министерством правды, это отвратительно). Назовем это условно Минпечати с полномочиями органа, который создаст новые возможности для существования медиа.
- Изменить законодательную базу
Без этого вообще ничего не будет. Не знаю, чем занимались в ВР бывшие журналисты, но рассматривание всевозможных тяжб по свободе слова – это типичная «мухобойка» в данной ситуации. Надо было убирать рынок так, чтобы мух не было. То есть прописать закон, который реформировал бы систему.
Речь, разумеется, об экономике
а) изменить систему налогообложения для СМИ (убрать налоги, которые заталкивают нас всех в тень)
б) создать другую модель существования государственных СМИ.
Государство до сих пор кормит целую ораву импотентных, бессмысленных структур (газеты, ТВ, журналы и пр.), от которых, как говаривал Чехов, «ни шерсти, ни виду – подлость одна».
Я видела «список Ющенко» и чуть не тронулась умом. На эти деньги можно было создать в стране десяток достойных проектов, которые не зависели бы ни от кого. А он кормил миллионы бесконечные «свитлыць» в разных регионах нашей страны. Пусть все эти областные студии и газеты берут на себя мунициипальные власти. Если они им нужны.
в) дать возможность брать беспроцентную (или низкопроцентную) ссуду для развития проектов, которые себя зарекомендовали на рынке;
Тогда, возможно, у самостоятельных и инициативных менеджеров появится возможность для развития и маневра на рынке, реальная независимость от политической ситуации;
Мы никогда не сможем «убить дракона», декларируя честность и героическую стойкость участников рынка. По той простой причине, что герои тоже работают за деньги. Правда, неохотно рассказывают – за чьи.
Людям надо дать возможность выйти на свет, отказаться от грантов (неважно, американских или российских), научиться зарабатывать самостоятельно, а не жить на подачки политиков или околополитических организаций.
Ибо, что ни говорите, а бесплатный сыр бывает только в мышеловках.
И не надо говорить о честности редакционной политики во многих западных СМИ. Это не потому что в них работают порядочные люди, а в украинских – сплошь негодяи. Просто там медиамагнаты относятся к СМИ как к бизнесу и специализируются на «добывании сыра из вареников», а в Украине есть пока только «медиаинвесторы», которые расценивают свои СМИ как инструмент.
Выход один: помочь прийти на рынок тем игрокам, которые хотят и способны создавать большие бизнес-медиа-платформы, влияние которых будет конвертироваться за пределы Украины.
Украинские медиа безнадежно устарели. Даже самые известные ресурсы на фоне продвинутых западных СМИ выглядят провинциально и убого. Как бы там кого они ни называли.
Ни один мой сотрудник никогда не хранил в сейфе полтора миллиона гривен, в крайнем случае просят у меня 200 гривен до зарплаты))
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки