MENU

Любишь язык – заплати за него!

1639 11

Интересно, с кем/чем украинцы воюют: с российскими диверсантами, донбасскими сепаратистами или – с русским языком? Вот уже и Президент нашей страны в недавнем обращении к нации отдельной строкой: «Местные громады Донбасса будут иметь полное право использовать русский язык наравне с государственным».

Нет смысла в миллион третий раз напоминать, что и до этого обещания главы государства жители проблемных областей всегда использовали великий, могучий и прекрасный язык Пушкина. Когда рядом с украинским. Но чаще – вместо него. И продолжают это делать. Что опять доказывает: российские наёмники и русскоговорящие бандиты готовы грабить, пытать и убивать людей независимо от того, на каком языке они просят пощады.

Владение русским не заменит бойцу украинского батальона современное оружие и бронежилет. Не убережёт от вражеской пули. И вообще – не защитит от врага, подобно знаменитой американской системе «СОИ – стратегическая оборонная инициатива», так любимой в 1980-е годы соловьями советской пропаганды. Кто помнит, речь шла о возможности раскрыть в Космосе некий защитный «зонтик», способный уберечь США от атаки советский ракет. Из чего руководство ССР сделало свои выводы: раз враг защищается, значит – хочет безнаказанно напасть.

Это я к тому, что свободное использование хоть Украиной, хоть всем миром русского языка таким «космическим зонтиком» не сделается. Агрессора вообще ничего не сдержит.

Однако, как показывает волонтёрский мониторинг социальных сетей, правда о том, что украинцы не просто свободно читают на русском, но и могут без трудностей общаться на нём, миллионам сограждан неприятна. Даже колет глаза. Иначе не объяснить, почему патриотично настроенную часть общества до сих пор возмущают слова нового главы президентской Администрации Бориса Ложкина.

Напомню, бурю негодования подняли его слова о невыгодности украиноязычной прессы в Украине, сказанные господином Ложкиным в эфире «Еспресо TV». Ответ в формате «сам дурак» - ещё самый мягкий и толерантный. Более глобальный и страшный вывод: новый глава государства привёл во власть записного украинофоба. И это только начало.

Но предлагаю в качестве иллюстрации, кто на самом деле в этом виноват, рассмотреть пример, приведённый самим Борисом Ложкиным. Он вспомнил: запуская проект «Теленеделя», он параллельно, для пробы, выпустил украинскую версию. Причём содержание, включая иллюстрацию, были идентичными. Однако украинский потребитель почему-то голосовал национальной валютой именно за русский язык. «Телетиждень» пришлось свернуть.

Можно приводить ещё массу аналогичных примеров, когда с рынка уходит медиапродукт только потому, что не выдерживает языковой конкуренции. И это касается не только газет и журналов. Самой продаваемой писательницей Украины по результатам продаж назвали Симону Вилар – под этим французским псевдонимом работает харьковчанка Наталья Гавриленко. Хочу напомнить, если кто забыл или не знал: начинала госпожа Вилар под тем же псевдонимом, только писала на украинском языке. Качество историй ничем не отличалось. Тиражи, мягко говоря, не удовлетворительные.

Кто в этом виноват? Вы скажете - автор, выбравший государственный язык. Издатель, сделавший маркетинговую ошибку. А я в ответ: виноват массовый читатель. Который упорно не желает платить деньги за возможность читать на украинском то, что ему всю дорогу предлагали либо на аутентичном русском российские производители, либо – в переводах. При этом требует бойкотировать с учётом войны российские книги, газеты и журналы. Часто не видя разницы между российским и украинским, написанным по-русски.

Издатели в Украине с радостью – поверьте мне на слово, с великой радостью! – готовы выдавать на-гора книги, газеты и журналы исключительно на государственном языке. Только то, чем они занимаются – не благотворительность. Издание печатной продукции со времён основания предназначалось для продажи грамотным людям с целью, извините за мой французский, получения прибыли. И до тех пор, пока десятки, а то и сотни тысяч грамотных украинцев будут платить деньги за, условно говоря, «Теленеделю», а не за «Телетиждень», мы с вами останемся там, где сейчас.

Украинский язык не должен приносить убытки тем, кто его использует. Такого нет ни в одной стране мира: чтобы во Франции большинство покупало газеты на английском, в Польше – на немецком, а в России – на украинском. Есть такое выражение «бить рублём» или «наказать рублём» - вычесть из заработка за некую провинность. А у меня создаётся впечатление, что украинцы сами себя наказывают гривней. Категорически отказываясь платить за украинскую версию того, что уже есть в русском исполнении. Тогда как гривна – не для наказания, а для поощрения, поддержки и развития национального производителя интеллектуального продукта.

К сожалению, пока у нас до этого слабо доходят. Вот почему во всех бедах проще всего обвинить человека вроде Бориса Ложкина. Ведь он – как тот гонец, принесший нам недобрую весть о нас самих…

Андрей КОКОТЮХА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини