В Украину вернулась политика
Развал коалиции в украинском парламенте и отставка премьер-министра Арсения Яценюка для многих наблюдателей и в самой Украине, и за ее пределами – как гром среди ясного неба. Эти самые многие отчаянно не хотят понимать, что в Украину после нескольких лет авторитарного застоя вернулась политика – а у политики своя логика.
Итак, закон первый – политика определяется общественным запросом. А общественный запрос в Украине связан со стремлением общества к проведению внеочередных парламентских выборов. Ничего, что война, что нет нового избирательного законодательства, что в парламенте в результате может оказаться множество проходимцев.
Украинские граждане просто раздражены, что их интересы представляют депутаты, многие из которых напрямую связаны с рухнувшим режимом Януковича. И промедление с внеочередными выборами они воспринимают как предательство.
Во внеочередных выборах заинтересован и президент, не обладающий рычагами влияния на парламент. Заинтересованы и президентские попутчики из партии УДАР, рассчитывающие укрепить свое положение в новой власти. Самое интересное – что внеочередные выборы на руку и премьеру, чья популярность позволяет рассчитывать на успех на выборах – пусть даже не в «Батькивщине», с которой он связан лишь обстоятельствами противостояния Януковичу, а в новом партийном проекте.
Но премьер не может и не хочет провоцировать выборы собственной отставкой, понимая, что его обвинят в том, что он предпочел интересы страны собственному политическому будущему. Поэтому правительство работает – несмотря на то, что депутаты все реже голосуют за непопулярные законопроекты, понимая, что избиратели могут им этого не простить.
В результате инициаторами досрочных выборов оказываются представители УДАРа – и лучшим вариантом они избирают развал коалиции. В уходящий поезд пытается вскочить «Свобода» - ну и развал как средство достижение цели одобряет глава государства.
Логика проста: правительство будет работать, идти на непопулярные меры, а УДАР и «Свобода» будут заниматься предвыборной кампанией, попутно объясняя согражданам, почему они покинули такую «антинародную» власть и не пожелали нести ответственность за неправильные решения. А ответственность пусть несет Яценюк.
Но тут свой политический ход совершает премьер – заявляя о своей отставке, он перекладывает эту ответственность на партии, развалившие коалицию. У раскольников весьма небольшой коридор для маневра.
Они могут создать техническое правительство – но в этом случае вся ответственность за непопулярные действия будет на них, а не на Яценюке и той политической силе, которую он поведет на выборы. Они могут согласиться с кандидатурой и.о. премьера Владимира Гройсмана – но тогда ответственность за решения будет персонально на президенте, так как Гройсман считается политиком, близким к Порошенко. И они могут уговаривать Яценюка остаться и отказаться голосовать за его отставку – что потребует в результате если не создания новой коалиции, то готовности взять на себя ответственность за действия старой.
А это в предвыборные планы УДАРа и «Свободы» явно не входило – и меняет ближайшие политические намерения президента, уже выступившего с публичным обращением к главе парламента Александру Турчинову, явно одобряющему действия премьер-министра.
Весь этот политический пасьянс можно было бы обсуждать с еще большим увлечением, если бы он не касался страны, против которой осуществляется агрессия одного из самых опасных государств современного мира – причем агрессия не только военная, но и энергетическая, но и информационная.
Но справедливости ради стоит заметить, что украинское общество, требующее обновления политической жизни немедленно, не осознает всей опасности последствий этой агрессии в еще большей степени, чем элита страны.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки