Венецианский Гранд-канал. ФОТО
Каждый, кто оказывается в Венеции, поражается её неземной красоте. Каждый, кто знакомится с историей города, поражается вдвойне тому, как группа беженцев вопреки всем и вся создала на болотистых островах столь живописный город и крупнейшую торговую и морскую державу Италии, если не всей Европы.
Рождению Венеции мы обязаны Альпам. Весной, когда таял снег, уровень воды в горных реках подымался, и водные потоки сходили вниз. Они, захватывая с собой камни, песок и ил, приносили это в море и намывали тем самым землю у побережья Адриатики. (Кстати, подобным же образом Равенна, некогда бывшая портовым городом, оказалась отодвинута от берега на 10 километров).
При помощи течений образовывались один за другим острова с лагунами и каналами. Одним из таких каналов и центральной дорогой сейчас является Гранд-канал, с которого мы и начали наше знакомство с Венецией.
В 4-5 веках на города Римской империи обрушились полчищах диких племен. Один за другим разрушались древние поселения. Жители будущего региона Венето, дабы спастись от смерти, переселялись на эти самые болотистые острова, на которых до этого жить могли лишь самые отчаянные рыбаки.
Когда готы покинули Италию, многие выжившие вернулись на твердую землю. Но нашлись и те, кто остался.
Они селились на периферии архипелага, а в качестве торгового пункта выбрали местность, названную "высоким берегом", или Rivoalto - нынешнее Риальто. Сейчас это имя носит мост, который можно увидеть на обложке 90% путеводителей по Венеции.
Со временем на этой непригодной земле формировалась уникальное по своему устройству и характеру поселение. У венецианцев не было земли для того, чтобы производить что-то, и они стали искуснейшими торговцами. Они не имели ничего кроме соленной воды, и первые свои деньги этот народ делал, продавая соль.
До седьмого века Венеция все еще была группой разбросанных поселений. В 697 году был избран первый лидер города - dux по-латински, что в венецианском диалекте превратилось в doge. Однако реальной силы этот человек не имел.
Как я уже сказал, Венеция росла вопреки всем законам здравого смысла. Толчком к развитию дальнейшему развитию города стало событие, которое, казалось бы, должно было поставить крест на его судьбе. В 810 году Пипин, король Италии и сын Карла Великого, подошел к Венеции, пытаясь подчинить её своей власти. Его целью был город - Маламокко, который находился на южной части Лидо и формально считался столицей венецианских поселений.
Представьте разочарование завоевателя, когда он обнаружил место реального центра рыбацкую деревню, которым он на самом деле являлся. Согласно легенде, на пустом острове он обнаружил лишь одну старуху. На вопрос короля, куда делся весь народ, женщина указала на острова в районе Риальто, где венецианцы спрятались, боясь могучего Пипина.
Старуха посоветовала незадачливому покорителю построить мост с одного острова на другой и там уже разобраться с трусливыми подданными. В короткие сроки это и было сделано. Но вот незадача: стоило войскам начать переправу, как их кони, испуганные ненадежностью моста и солнечными бликами от воды, пришли в панику, и скоро вся армия оказалась в воде.
Так ли это было на самом деле или нет, неизвестно. Но можно точно говорить, что с того момента Венеция превращается в единый город с центром вокруг Риалто.
Благодаря успешной торговле с Византией и грамотной внешней политике он рос, а капиталы со всего мира увеличивались в геометрической прогрессии.
А мы тем временем подплываем к церкви Санта-Мария-делла-Салюте, а значит, самое время рассказать о одной из самых больших трудностей, с которым столкнулась процветающая республика. Имя ей - чума.
Венеция была чище других средневековых городов. Если в Европе обычно сливали отходы на улицы, то здесь улиц никогда не было как таковых. Вместо этого было море с его приливами, отливами и течениями. Но Венецию погубило другое.
Представьте: крупный портовый город, много связей с другими странами, в том числе и с восточными, откуда чума сначала и пришла. 1348 год оказался для Венеции роковым: жертвами эпидемии стала половина города. Интересно, что венецианцы, всегда здраво смотревшие на вещи, решали эту проблему, как и положено людям прагматичным.
Пока в других частях Европы каялись в грехах, видя в Черной Смерти кару Божью, или винили во всех напастях евреев и мусульман, жители республики Святого Марка предпринимали реальные действия. Всех, у кого замечали симптомы заразы, отправляли на остров Лазаретто Веккьо, где их держали в течение 40 дней. Именно от слова "сорок", или "quarantia", появился термин "карантин". Это средство работало, но было одно "но". Если на остров отправляли здорового человека, то обратно он уже все равно не возвращался.
Тем не менее, чуму победили. Еще несколько раз она будет охватывать город, и по окончании очередной эпидемии в 1631 жители возведут церковь Санта-Мария-Салюте, которая сейчас является одним из символов города.
Финальной точкой нашего маленького путешествия по Гранд Каналу становится площадь Сан-Марко, невероятно пустая в столь ранний час. Кажется, самое время рассказать о ключевом эпизоде венецианской истории.
Во время становления своего города венецианцам приходилось доказывать всему миру, что их республика не убежище для горстки беженцев, жмущихся по островам, а важный центр, центр политический, торговый и...религиозный. В 829 году пара венецианских купцов отправилась в Александрию, где тогда хранились мощи апостола Марка. У этих купцов (как и у других их соотечественников) глаз был наметан на все, что можно прихватить с собой. Не долго думая, они прихватили на обратном пути тело святого. Но "что-то пошло не так", и об этом узнали местные мусульманские власти. По легенде, купцы, чтоб спасти ценный груз, положили мощи в короб, который обложили свининой. В смекалке им, конечно, не откажешь. Кстати, историю с похищением священных реликвий венецианцы провернут еще не один раз.
Как только корабль купцов доплыл по родной лагуны, апостол Марк стал покровителем города. Скоро его символ - крылатый лев, держащий Писание, - утвердился как символов Венеции, который сейчас можно встретить везде. Кроме того, городу потребовалась церковь, где можно было хранить мощи. Так появился первый собор Сан-Марко. Чуть позже, в 976 году, пожар уничтожит церковь и её содержимое. Построят новый собор, и тогда чудесным образом найдут, казалось бы, утерянные мощи.
Ну и напоследок заглядываем к Ponte dei Sospiri - Мосту Вздохов. (Видимо, в этом посте я соберу самый банальные достопримечательности). Такое вроде бы романтичное название дал этому мосту не менее романтичный Байрон. Великий английский поэт, когда гостил в Венеции, назвал его так, потому что по этому мосту вели осужденных преступников к месту казни. Глядя сквозь эти маленькие окошки, они вздыхали. Так думал Байрон. На самом же деле в те времена по мосту могли идти только те, кого осудили за мелкие преступления. Но поэт этого не знал.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки