Отовсюду слышу разочарование результатами выборов...
Заметим, что во всех майданах вместе взятых, в добровольческих, волонтерских, реформаторских движениях приняли участие не больше 15% граждан. Остальные остались неподвижными — события последних 12 месяцев зацепили их, но не изменили их сознание. Мы недооцениваем общественную инерцию. Картина мира у людей не изменилась — и голоса снова отдаются за те же старые пожелтевшие партийные лозунги.
Среди наиболее грустных сюрпризов — голосование на мажоритарных округах больших городов востока и юга за депутатов от старой системы (которую в последнее время метафорически называют «Гидрой»). Эти города, которые справедливо гордились своей стабильностью, иммунитетом к враждебной пропаганде, достижениями волонтерского движения, — как оказалось, в основной массе остались там, где были. Активное меньшинство разворошило страну, но пассивное большинство ужасно инертно. Не повод разочаровываться, но задача для последующей работы.
Другие неприятные сюрпризы связаны с прохождением в парламент нескольких одиозных фигур там, где демократические силы не смогли договориться. И это уже прямые ошибки партийных штабов.
Очень большой и неожиданной неприятностью стало непрохождение «Гражданской позиции» и «Свободы». Даже для тех, кто никогда не был сторонниками этих партий, понятно: чем больше проукраинских сил пройдет в парламент, тем меньше бонусов получат бывшие регионалы. Имея в начале достаточно сторонников, партии потеряли их «по пути» в результате слабости кампаний.
Но есть и хорошие новости. Наибольшая из них — поражающий результат «Самопомочі». Новые лица, открытый список, последовательная и активная коммуникация, отсутствие амбиций лидера партии, а также эффект новизны вместе сработали на результат выше ожидаемого.
Другая хорошая новость — низкий результат Радикальной партии, которая в начале гонок испугала противников. Однако избиратель в конечном итоге опомнился и справился.
Если давать оценку выборам в целом, то она будет, скорее, позитивной. Во-первых, выборы состоялись, невзирая на войну, и в целом были намного чище всех предыдущих. Во-вторых, антиукраинские силы получили поражение, а коммунисты вообще исчезли из политического поля. В-третьих, высокая мозаичность парламента будет предотвращать избыточную концентрацию власти. В-четвертых, популисты набрали меньше, чем могли.
Следовательно, вернемся к основному вопросу: могло ли быть иначе? Ответ: да и нет. Да, потому что партийными лидерами и штабами сделано много ошибок, которых можно было избежать, ввиду высшей политической культуры постмайдановских избирателей. Нет, потому что антимайдановские избиратели остались в плену своих представлений, они притихли, но не изменили своего мнения. Политики недооценили одних и переоценили других.
И это приводит нас к мысли об увеличении расслоения общества, невзирая на внешнее единство. Значит, все еще впереди. И хотя в последних полгода формирование новой политической нации набрало фантастических оборотов, вне этого процесса также живут люди, поэтому их нужно или превратить в украинцев, или придется в отчаянии отдавать им кусок украинской земли под следующую «народную республику». Это задача на следующих полгода, до местных выборов.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки