Что на что будем менять?
Одна из самых неудачных «красных дат» с точки зрения истории и идеи, заложенной в него, день народного единства, может стать востребованным в российском обществе. Впрочем, почему стать. Он уже стал таким.
За предыдущие восемь лет он запомнился в основном скандальными «Русскими маршами», да немногочисленными шествиями православных активистов. Не случайно для обывателя день народного единства ассоциировался по большей части с «русскими маршами». Две трети россиян в 2013 году не знали, какой праздник отмечается 4 ноября. То ли день Конституции, то ли день Победы.
Во многом «незнание» определяется выбором не самого удачного исторического события для «красной даты». Не секрет, что придумывался праздник как альтернатива 7 ноября (Октябрьская революция). Нужна была не просто альтернатива, а альтернатива, близкая к 7 ноября. И нашли.
«4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
За эту дату ухватилась православная церковь, так как 4 ноября отмечается день Казанской иконы Божьей матери. С чудодейственной иконой связывают окончание в России Смуты. Ополченцы – Минин и Пожарский – благодаря ей сумели изгнать из Москвы польских интервентов.
История тех далеких лет не тайна за семью печатями.
В серьезной исторической литературе можно найти относительно объективное описание событий 1612 года. Конечно, не все факты трактуются однозначно, но есть и такие, которые имеют единообразную трактовку, не имеющую ничего общего с тем, что приведено в цитате (кроме имен и года события).
Не было никакого народного ополчения.
Было дворянское ополчение, в которое входили служилое дворянство и боярские дети, оставшиеся без средств к существованию. На современном языке их можно назвать наемниками. Это ополчение было настолько небоеспособно (за три месяца стояния под Москвой никаких наступательных действий), что командование вынуждено было просить помощи у казаков, которые еще совсем недавно были врагами. Казаки были главной силой «тушинского вора» Лжедмитрия Второго. Тогда менять врагов и союзников было обычной практикой.
Кстати, именно благодаря казачеству на российский престол был избран Михаил Романов.
Так уж случается в истории, что маловажная деталь становится судьбоносной. Такой деталью стало то обстоятельство, что отец Михаила Филарет «был ставленник обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго». А казаки, напомню, служили самозванцу. Не очень красивая история получалась.
Но инициаторы новой «красной даты», возможно, исходили из того, что история забудется, а дата останется. В какой-то мере они оказались правы.
Возможно, если бы не Крым и не последующие события на юго-востоке Украины, «народное единство» так и осталось просто дополнительным выходным днем. Сегодня народное единство наполнилось реальным содержанием. Содержание просто и незатейливо – «путиннашевсе», «крымнаш», «западвраг». Нравится кому-то или не нравится, но другого «единства» у нас нет.
Если в начале века мы променяли свободу на колбасу, то теперь колбасу выменяли на возможность причастности к великой империи. Что на что будем менять дальше, покажет только время и очередная трактовка исторических событий.
В качестве праздничного бонуса текст замечательной песни про «трактовку исторических событий».
Царь Николашка правил на Руси,
Хоть в общем был собою некрасив,
При нем водились караси,
При нем плодились пороси,
И было нам чем выпить-закусить.
А в октябре его немножечко того,
И тут узнали мы всю правду про него,
Что он рабочих угнетал,
Крестьянам землю не давал,
И что гораздо будет лучше без него…
Товарищ Сталин был для нас второй отец,
Он строил домны, строил ГЭС и строил ТЭЦ,
При нем колхозы поднялись,
И счастья слезы пролились,
Капитализму тут совсем настал конец.
А в марте он немножечко того,
И тут узнали мы всю правду про него,
Что он марксизму изменял,
Что он своих перестрелял
И в лагеря отправил всех до одного.
Хрущев Никита ростом был с аршин,
Но дел великих он немало совершил,
При нем пахали целину,
При нем летали на Луну,
При нем достигли мы сияющих вершин.
А в октябре его немножечко того,
И тут узнали мы всю правду про него,
Что он колхозы развалил,
Что он Насера наградил,
Хотел министром сделать зятя своего.
Мы не стоим, мы движемся вперед,
И если кто-нибудь немножечко помрет,
На то она история,
Та самая, которая
Ни столько, ни полстолько не соврет.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки