MENU

Меняется наш менталитет: «Своя вышиванка ближе к телу, но хата уже не с краю»

11848 3

Пока на полках магазинов наблюдается дефицит русскоязычных младенцев, можно поговорить о другом общенациональном дефиците – том, который засел в головах. Дефиците уверенности в себе, недостатке щедрости, нежелании делиться, стремлении к халяве и неуёмном желании сэкономить на чём можно и нельзя (а лучше – получить желаемое на шару или попросту украсть).

Во всех анекдотах о «хохлах» пресловутая экономность и запасливость – неотъемлемая национальная черта. «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать!» – эта ехидная максима в мирное время вполне тянула на национальную идею. «Я люблю, щоб у мене все по-людськи було, ви ж знаєте, у мене тут ядєрку можна пересидіть!» – с гордостью говорит герой пьесы Леся Подервянского, обозревая запасы круп, макарон, солений и прочих вещей, необходимых «при кризисе и гражданской войне». Всё в дом, всё в Семью.

Женщины нередко занимают позицию «я королевна и мне все кругом должны», либо наоборот –подчёркнуто самостоятельны: одной левой справляются и с конём, и с избой, не говоря уже о работе и детях. Мужчины же бывают ленивы и скуповаты: они востребованы, обласканы и закормлены женщинами до такой степени, что многие просто расслабляются. Это размытие гендерных ролей выливается в популярную ныне риторику о ресторанных чеках, покупках и подарках, которая вполне укладывается в эту странную парадигму. Объясняется это равноправием полов, эмансипацией и «европейским» принципом «каждый платит за себя». В сухом остатке имеем дилемму – экономия vs. щедрость. То, что этот дискурс по сути своей жлобский и вплотную граничит с непристойностью, почему-то мало кого смущает – наоборот, его с жаром обсуждают в соцсетях.

Иногда говорят о вынужденной экономии: мол, кризис, то да сё, многие не могут себе позволить «гусарство». На самом деле корень проблемы – в адекватном восприятии себя и своих возможностей. «Выпрыгну из штанов, но возьму шестой айфон в кредит на пять лет» – вместо того, чтобы купить телефон попроще и на разницу съездить с подругой покататься на лыжах. Это комплексы Эллочки-людоедки: истошная погоня за статусом и модой (непременно с оглядкой на соседа) и зачастую – постоянное нытьё, которое вызывает неловкость и стыд у окружающих, а самого скрягу унижает. Нередко гордые владельцы модных гаджетов «стреляют» сто баксов до зарплаты или бухают в модных заведениях по пятницам с постылыми коллегами по работе – вместо того, чтобы поехать на виндсерфинг с друзьями или подарить родным абонементы в спортклуб. Именно такое отношение к деньгам уничтожает мотив жить полноценно, радостно, разнообразно и с удовольствием. Если постоянно жадничать, не тратясь на впечатления, и экономить на подарках любимым и близким людям – нет отдачи, исчезает мотив работать, а стилем жизни в итоге становится нищебродство.

Бедность не порок. А вот жадность – порок, да ещё какой! Нет никакого стыда в том, чтобы ввинтить во всём доме эконом-лампочки, установить бойлер, автономное отопление и поставить на машину газ (да хоть бы и одеваться в секонд-хенде) – главное при этом не экономить на вещах, которые приносят радость и тебе, и окружающим. Работает это просто: щедрость и великодушие, отзывчивость и умение уделять внимание возвращаются благодарностью людей, помощью друзей в нужный момент, собственным успехом – словом, тем, что принято называть везением. И наоборот: жадность и мелочность, уныние, жалобы и эгоизм провоцируют ещё большую бедность, упадок и негатив.

Причина этого кроется в воспитании. Как говорится, «джентльменов дохрена – автобусов мало». Такой человек с детства не приучен, не умеет брать ответственность на себя. Собрать чужой мусор на полянке для пикника – с чего вдруг? На выборы не пойду – всё равно обманут. С хулиганами спорить – себе дороже. Добиваться справедливости у госструктур, платить ГАИ штрафы вместо взяток – муторно и долго. Содержать бывшую жену с ребёнком, от которой ушёл в новое счастливое будущее? Пусть подаёт на алименты (а зарплата в конверте, хе-хе). И так далее. Именно так угасает, обрастает салом автоматическое, безусловное чувство ответственности и за себя, и за тех, кто рядом, кого ты обязан, как более сильный, защищать, опекать и заботиться. Исчезают рефлекторные мужские реакции – например, без слов взять и оплатить счёт за девушку в ресторане или магазине.

Хочется сказать: мамочки (а особенно отцы!), воспитывайте своих сыновей. Потому что если в зрелом возрасте они станут рассматривать оплаченный в ресторане счёт как предоплату за секс, а любой подарок или букет как инвестицию, требующую возврата, и будут бояться любой инициативы, избегая всяческой ответственности, это будет не только их позором, но и вашим.

…Жизнь меняется внезапно. Так получилось, что стереотипы об иррациональной бережливости и скупости украинцев вдребезги разбились о недавние испытания, выпавшие на долю всего народа. Все мы помним бабушек с едой и девушек с чаем на Майдане, офисных барышень с вёдрами борща, хмурых мужиков на джипах, подвозивших груды дров и покрышек. Они же впоследствии собирали деньги и амуницию, одежду и медикаменты, просили у окружающих и отдавали своё. Накопленная на полках консервация и банки с тушёнкой, хранившиеся «на чёрный день», без колебаний отдаются тем, кому нужнее. Меняется менталитет, рождается национальная идентичность, и она не в языке, флагах и вышиванках – она в отношении к другим. И пусть своя вышиванка ближе к телу, но хата уже не с краю. Очень надеюсь, когда-нибудь в букварях будет написано: «Мы – не жлобы, жлобы – не мы».

Максим ЦИВИНА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини