Яценюк – оптимист.. Сокращение ВВП будет составлять более 10%
Открывая украинско-норвежский форум в Киеве, премьер-министр Украины Арсений Яценюк, наверное, впервые за последний год осознал всю критичность развития национальной экономики, спрогнозировал ее падение на 7%.
Скажу откровенно, это может быть весьма оптимистичный прогноз.
По большому счету, события, которые происходят в последние месяцы на Донбассе, несколько отодвинули «в тень» проблемы украинской экономики. Единственное, о чем активно говорят — о продолжающейся девальвации гривни.
Даже опубликованная где-то две недели назад информация Госстата о том, что годовая инфляция (месяц к месяцу) в октябре уже вплотную приблизилась до уровня в 20% (19,8%), ускорившись с 17,5% по итогам сентября, а с начала текущего года инфляция составила 19% (за январь-сентябрь — 16,2%), не вызвала особо бурной реакции в обществе, экспертной среде, отечественных СМИ.
Между тем, прогноз МВФ, Всемирного банка, Нацбанка уровень инфляции по итогам 2014 года составляет 19%, прогноз Минэкономразвития — 19,5%. То есть мы «досрочно перевыполнили план», но этот негативный результат не стал чем-то неожиданным. Все уже, похоже, привыкли к тому, что отечественная экономика пребывает в стадии рецессии, и даже смирились с этим.
В одной из своих новелл японская писательница Исуна Хасекура написала: «Если человек видит край обрыва, ходить рядом с ним не так уж и трудно». И мы продолжаем ходить. Между тем, образно говоря, почва под ногами проседает все сильнее.
В этом контексте мне вспомнился консенсус-прогноз основных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2014-2015 годы, подготовленный на основе опроса ведущих отечественных экономистов и ученых и обнародованный Минэкономразвитием 16 мая этого года. Тогда падение реального ВВП Украины по итогам 2014 года оценивалось в 4,6%. «Оптимисты» говорили о «минус» 2,9%, «пессимисты» — о «минус» 8%. И последние, к сожалению, оказались правы.
Теперь мы имеем ускорение падения ВВП, которое, по оперативной оценке Госстата, в ІІІ квартале 2014 года составило 5,1%, по сравнению с III кварталом 2013 года. Тогда как по итогам ІІ квартала 2014 года, объем ВВП сократился на 4,6% к соответствующему периоду 2013 года.
Таким образом, падение ВВП наблюдается уже 9 кварталов подряд — с ІІІ квартала 2012 года, за исключением ІV квартала 2013 года, когда нетипичная и одновременно благоприятная ситуация в сельском хозяйстве позволила украинской экономике выйти «в ноль».
На что-то другое не стоило и рассчитывать, учитывая крайне сложное положение, в котором находится Украина. В текущем году отечественная экономика попала в ловушку рецессии, ведь все три потенциальных источника экономического роста — потребление, инвестиции, экспорт — демонстрируют падение.
Кстати, об этой угрозе Минэкономразвития, в котором работают грамотные и высокопрофессиональные специалисты, предупреждало давно и неоднократно. Но некоторые члены Кабмина, которые, похоже, просто «заблудились» в правительственных сетях, решили не прислушиваться к этим предостережениям. И очень зря.
Для последующего развития нашей страны чрезвычайно негативный фон создают низкий внешний спрос, неблагоприятная ценовая конъюнктура на мировом рынке отечественного экспорта (в первую очередь, это касается черных металлов и минеральных удобрений) в сочетании с внешнеторговыми ограничениями от стран-членов Таможенного союза, главным образом — России.
С другой стороны, имеем усиление экономических проблем, которые возникли в связи с эскалацией военного конфликта на Востоке страны, аннексией Крымского полуострова и макроэкономической неопределенностью. Из-за обострения военного конфликта в Донецкой и Луганской областях остановили свои производственные процессы практически все промышленные предприятия, находящиеся в зоне АТО (в частности, горно-металлургического комплекса, химической промышленности и машиностроения).
Это, в свою очередь, через производственную кооперацию отразилось на производственной деятельности смежных предприятий других регионов страны, что привело к значительному осложнению технологического процесса и возникновению очень серьезных логистических проблем.
По итогам 9 месяцев 2014 года, промышленность Украины продемонстрировала очень плохие результаты: падение промышленного производства составило 8,6% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе машиностроение — «минус» 20,3% (отечественный автопром вообще рухнул на 34,8%), строительство — «минус» 17,2%, производство кокса и продуктов нефтепереработки — «минус» 14,9%, химическая промышленность — «минус» 14,7%, металлургия — «минус» 13,7%. Кстати, по данным отраслевого Объединения «Металлургпром», в январе-сентябре этого года убытки наших металлургов выросли на 5 млрд грн.
Сегодня фактически только сельское хозяйство, которое сумело за отчетный период увеличить производство на 16% (включая +22,8% в растениеводстве), еще как-то удерживает отечественную экономику. Но и оно постепенно начинает «подтормаживать»: за 10 месяцев 2014 года рост производства в АПК составил уже 7,5% (в растениеводстве +9,6%).
Усиление геополитических и экономических угроз также предопределяет отток инвестиционных и кредитных ресурсов из национальной экономики, что провоцирует дальнейшее снижение международных резервов и накопление наличной валюты вне банковской системы. Так, в текущем году впервые, начиная с 2009 года, получено отрицательное сальдо по финансовому счету платежного баланса в сумме 1,6 млрд дол. Это, в свою очередь, обусловило формирование негативного сведенного сальдо платежного баланса на уровне 4,9 млрд дол. против позитивного на уровне 1,5 млрд дол. в прошлом году.
Нельзя обойти вниманием и сокращение экспорта украинских товаров на 7,7% за январь—сентябрь 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В денежном эквиваленте это составляет более 3,5 млрд дол. Если объем экспорта в страны ЕС увеличился за этот период на 12,3% (или на 1,46 млрд дол.), и это, безусловно, большой «плюс», то поставки в Россию сократились на 27,3% (или на 3,269 млрд дол.). Компенсировать настолько огромные потери нам не удалось.
Положение дел с внутренним потреблением также очень скверное. Объем розничной торговли, который является ключевым индикатором потребления, в I полугодии 2014 года еще как-то рос, но, начиная с июля, этот показатель пошел в «минус». За 10 месяцев — уже «минус» 6,8%, что связано с обесцениванием доходов от трудовой деятельности: в январе—октябре реальная заработная плата сократилась на 4%.
Военный конфликт и кризисные процессы в экономике нашей страны формируют высокие инфляционные и девальвационные ожидания как населения, так и бизнеса. Это вынуждает бизнес повышать цены с целью нивелирования своих рисков, а население — переориентировать потребительские потребности на более дешевую продукцию, что, соответственно, дополнительно суживает спрос.
Говорят, нет пророка в своем отечестве. Не стремлюсь им становиться, однако сделаю прогноз некоторых макроэкономических показателей по итогу 2014 года:
• сокращение ВВП будет составлять боле 10%;
• инфляция составляет 22% (декабрь к декабрю предыдущего года);
• промышленное производство сократится на 11%;
• среднемесячная заработная плата работников уменьшится на 7,3%.
Не очень оптимистично, но таковы сегодняшние реалии, таковы размеры ловушки рецессии, в которой Украина сейчас находится.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки