MENU

Золотая и озаренная. О жизни Голды Меир

5919 0


Политический лидер, который не колеблется,

прежде чем ввергнуть свой народ в войну,

не имеет права быть лидером.

Голда Меир

Когда у бедного плотника Моисея Мабовича родилась дочь Голда, он ни в каком сне не мог представить, что она кардинально изменит жизнь своих соплеменников.

В Бедном белорусском Пинске найти работу было практически невозможно. В попытке вырваться из ужасающей нищеты Моисей решил переехать в большой город — Киев. Однако не все было так просто. Мало для этого иметь деньги, необходимо было разрешение властей выехать за черту оседлости.

Моисей смастерил столик для игры в шахматы и отправился в префектуру доказывать свою квалификацию. Столик перекочевал в квартиру полицейского чиновника, а Моисей вернулся домой со свидетельством, в котором было указано, что он — ремесленник. Это было разрешение на пребывание за чертой оседлости.

Однако и в Киеве все оказалось не так и просто. Плотницкие способности Моисея не находили особого применения. Конкуренция была очень сильной. Его жена Блюма подрабатывала кормилицей у богатых соседей. Нельзя сказать, что голодали, но денег катастрофически не хватало. К тому же его жена Блюма рожала детей практически каждый год. Шестым ребенком 21 апреля 1898 года оказалась девочка, которую в честь матери Блюмы назвали Голдой, в переводе с идиш золотая. Из восьми родившихся пять умерли. В живых остались только три сестры, Года — средняя.

Наступление XX века ознаменовалось новой волной еврейских погромов. Толпы мечтающих о выпивке грабителей расхаживали по Киеву, размахивали ножами, топорами, кольями и требовали смерти для «губителей Христа». В 1902 году взоры погромщиков обратились даже на кварталы еврейской бедноты. В пять лет киевлянка Голда Мабович поняла, что никакая полиция не защитит от погромов, и уповать они могут только на собственные силы.

Пришлось вернуться в Пинск, жизнь стала еще хуже. Тогда Моисей решил ехать в Америку. Популярная идея переселения в Палестину совершенно не привлекала. Плотника не заботили судьбы мирового еврейства, свою главную задачу он видел в том, чтобы прокормить семью.

Уже давно «еврейский телеграф» передавал из США хорошие вести: почти никакой дискриминации, почти никакого антисемитизма и прекрасные возможности для личной инициативы. Собрав минимально необходимые деньги, он уехал в дальнюю страну. Соседи смотрели на него, как потом смотрели бы на космонавта. Через три года вызвал семью. Так Голда вместе с матерью и сестрами оказалась в городе Милуоки, штат Висконсин.

Наиболее глубокое впечатление пришло, когда член профсоюза Моисей повел свою семью на демонстрацию в честь Дня труда — этот социалистический праздник в сентябре отмечают в США. В новых платьях вся семья стояла на углу, чтобы посмотреть, как отец пройдет мимо них в колонне. И вдруг... Младшая сестра увидела конных полицейских и в ужасе закричала: «Казаки!». Ребенок не мог представить, что полиция в Америке не разгоняла разрешенную властями демонстрацию, а охраняла ее.

Быстро освоив английский язык, Голда занялась в школе общественной работой. В четвертом классе с подругой Региной Гамбургер она организовала «Американское общество юных сестер» для сбора денег на учебники для нуждающихся в них школьников. Речь маленькой Голды поразила собравшихся, и собранных денег хватило на учебники. Местная газета вышла с фотографией председателя общества — это был первый снимок Голды Мабович, напечатанный в газете.

В 1912 году Голда окончила школу первой степени и решила поступать в колледж в Денвере, где жила ее старшая сестра. Она решила стать учительницей. Мать пришла в ужас. По тогдашним американским законам женщины учительницы не имели права выходить замуж, а Блюма подобрала ей хорошего жениха — тридцатилетнего коммерсанта. Разница в 15 лет считалась вполне приемлемой. В тайне от родителей Голда уехала в Денвер. Здесь началось ее политическое воспитание.

Как писала Голда Меир в своей автобиографии, «Во всяком случае, долгие ночные споры в Денвере сыграли большую роль в формировании моих убеждений и в моем приятии или неприятии разных идей. Но мое пребывание в Денвере имело и другие последствия. Среди молодых людей, часто приходивших к Шейне (старшей сестре — Авт.), одним из самых неразговорчивых был тихий и милый Морис Меерсон». Через три года они поженились, как только Голда стала совершеннолетней.

В 1921 году молодая чета уехала в Палестину. Некоторое время работали в кибуце, но Морис заболел малярией, и семье пришлось переехать в Иерусалим. Жили в маленьком домике без электричества. Готовить приходилось на примусе в сарае. Их первенец Менахем появился на свет 23 ноября 1924 года, а спустя два года родилась дочь Сарра. Чтобы платить за дом, Голда брала в стирку белье, которое стирала в корыте, нагревая воду во дворе. Ее стремление к общественной работе нашло выход в 1928 году, когда она возглавила женский отдел Гистадрута — Генеральной федерации рабочих Израиля.

Во время Первой мировой войны английские власти дали разрешение на формирование «Еврейского легиона». Его возглавил одессит Владимир (Вольф) Жаботинский. Когда в Украине к власти пришла Центральная рада, Жаботинский предложил новому украинскому правительству свое участие в развернувшемся противостоянии с большевиками. Речь даже шла о назначении его секретарем (министром) обороны. Однако напряженные бои с турецкой армией не позволили ему покинуть фронт. Тем не менее, он и другие бойцы «Еврейского легиона» хотели после завершения Первой мировой войны вернуться в Украину и бороться за ее независимость. Однако это не осуществилось.

В годы Второй мировой войны и особенно после ее окончания Голда Меерсон активно собирала деньги на закупку оружия для отрядов еврейской самообороны. Воевать приходилось как с арабскими экстремистами, так и с британскими колониальными войсками. А ведь еще в 1917 году министр иностранных дел Великобритании лорд Бальфур обещал создать в Палестине еврейское государство. В 1943 году Черчилль повторил его обещание, но пришедшие в 1945 году к власти лейбористы от него отказались.

В мае 1948 года Голда Меерсон была среди 38 человек, подписавших Декларацию о независимости Израиля. В 1956 году по совету премьер-министра Давида Бен-Гуриона она сменила свою фамилию Меерсон на идиш на Меир на иврите, ставшем одним из государственных языков Израиля, второй — арабский.

Молодой стране, атакованной арабскими соседями, потребовалось большое количество оружия. Первым государством, признавшим Израиль де-юре, стал СССР. По распоряжению Сталина из Чехословакии и Польши через Югославию в Израиль были направлены крупные партии оружия. С его помощью удалось отразить наступление армий пяти арабских государств.

В июне 1948 года Голда Меерсон была назначена первым послом Израиля в СССР, и 3 сентября прибыла в Москву. Занимала этот пост до марта 1949 года. Ее недолгое пребывание на этом посту ознаменовалось восторженной встречей, устроенной огромной толпой во время посещения ею московской синагоги. Это событие отображено на израильских банкнотах достоинством 10 000 шекелей и 10 новых шекелей.

Учитывая ее большой опыт профсоюзной работы, премьер-министр Бен- Гурион, назначил Голду Меир на пост министра труда. В ведении министерства находилась и социальная защита. На этой должности она находилась до 1958 года. Затем заняла пост министра иностранных дел. В 1966 году ушла в отставку, но осталась депутатом парламента.

После смерти в марте 1969 года премьер-министра Леви Эшкола возглавила кабинет министров.

Время было тревожное. На период ее министерства пришлась трагедия Мюнхенской олимпиады, когда арабские террористы расстреляли израильскую спортивную делегацию. Не колеблясь Голда Меир отдала приказ разведке Моссад найти и уничтожить террористов из организации «Черный сентябрь». Приказ был выполнен, никто не ушел от ответа за преступление, а организация прекратила свое существование.

Война Судного дня тоже пришлась на премьерство Голды Меир. И хотя она закончилась очередным поражением арабских армий, в израильском обществе нарастало недовольство значительными дипломатическими и организационными просчетами правительства. После парламентского кризиса в марте 1974 года правительство Голды Меир ушло в отставку. Ее политическая карьера завершилась.

Возраст брал свое, здоровье подводило все чаще. Умерла от лимфомы 8 декабря 1978 года в Иерусалиме и похоронена на Горе Герцля.

В 1982 году в Великобритании был снят художественный фильм «Женщина по имени Голда», в котором роль Голды Меир исполнила знаменитая шведская актриса Ингрид Бергман (последняя роль в жизни Бергман).

Советская пропаганда сделал из Голды Меир культового злодея. Все было сделано настолько топорно, что Владимир Высоцкий с некоторым юмором отметил это в своем творчестве.

В Америке ли, в Азии, в Европе ли —

Тот нездоров, а этот вдруг умрет...

Вот место Голды Меир мы прохлопали,—

А там — на четверть бывший наш народ.



В Нью-Йорке Голде Меир установлен памятник.

Киевская земля дала Израилю выдающегося государственного деятеля. Ее имя означает золотая, а фамилия озаренная.

Юрий РАЙХЕЛЬ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини