Зачем министрам зарплата, когда есть под контролем активы
В последнее время в интернете активно цитируют министра экономического развития и торговли Украины Айвараса Абромавичуса, который назвал мою Родину страной-банкротом. Вот, в частности, его слова: «Государство, по большому счету, - банкрот, поэтому ожидать, что мы создадим реальные, а не декларативные программы стимулирования, это просто нереально». У меня тут же возникает вопрос: «А когда он соглашался на эту должность, разве находился в полном неведении?» Или он шел на пост министра Минэкономразвития, не зная размера должностного оклада, подразумевая уже выполнять функции ликвидатора?! Дескать, настала пора распродавать оставшиеся активы банкрота, чтобы рассчитаться с кредиторами?!
Справедливости ради надо признать, что долги Украины перед внешними и внутренними кредиторами в общей сложности уже в десять раз превышают размер золотовалютных запасов страны, которые на 1 декабря 2014 года составили $9,966 млрд.. Поэтому в ноябре миссия МВФ уже проводила аудит украинской экономики, и вот снова они работают в Киеве, но есть ли готовность у министров нашего финансово-экономического блока правительства к конструктивному диалогу? И, вообще, достаточно ли у них компетенции и квалификации?
Смею утверждать, что нет. Это не голословность, это говорит опыт руководителя, ставшего акционером Украинской фондовой биржи еще в 1992 г., и в тех же 90-х изучавшего тонкости работы на финансовых рынках в Вашингтоне, Париже, Франкфурте-на-Майне, Стамбуле и в Варшаве. А чтобы понять, в каком направлении будет дальше двигаться наша украинская экономика, достаточно напомнить, как у нас говорят в Киеве, про професійні здобутки министров-иностранцев. Итак, министр минэкономразвития Айварас Абромавичус и министр финансов Наталия Яресько до назначения на эти высокие государственные посты были даже по украинским меркам инвестиционными банкирами «средней руки».
Абромавичус, будучи руководителем киевского офиса шведской инвесткомпании East Capital, инвестировал, как отмечается в открытой печати, в ЧАО «Чумак» (Каховка Херсонской области), Cantik Enterprises Ltd (Британские Виргинские о-ва), а также в акции банков «Пивденный», «Надра» и «Платинум». Правда, с инвесткомпанией Dragon Capital они не так давно продали сеть строительных гипермаркетов «Новая линия», которой совместно владели. И вот здесь мы подошли к интересному факту.
Умный и цепкий чешский инвестиционный банкир Томаш Фиала, владеющий совместно с одним из крупнейших мировых банков «Goldman Sachs» (США) украинской инвесткомпанией Dragon Capital, видимо, решил протолкнуть на министерский пост своего партнера Айвараса. Ведь еще достаточно много находится под контролем Минэкономразвития госпредприятий, которые ждут приватизации. И очень плохо, когда государственное начинают путать с частным. Однако, если бы Фиала предложил на должность министра Дмитрия Тарабакина, управляющего директора Dragon Capital, настоящего украинского патриота и профессионального инвестбанкира, – вопросов к нему было бы значительно меньше.
А чем объяснить появление у руля украинского Минфина Наталии Яресько? Тем, что до последнего назначения на госслужбу тоже была инвестиционным банкиром? Да, руководила компанией Horizon Capital, под управлением которой находятся три инвестфонда, что владели, а, может быть, и сейчас владеют долями в «Агро-Союз», «Датагруп», «Витмарк-Украина», Платинум Банк, «АВК», «Швидко».
Дело в том, что на нашем рынке слияний и поглощений довольно сильная динамика. В этой связи довелось мне как-то в самом начале жирных нулевых годов познакомиться с Н.Яресько в кабинете В. Щербаня, главы Сумской облгосадминистрации, когда я рассматривал вопрос о покупке у ее инвестфонда Emerging Europe Growth Fund пакета акций ЧАО с ИИ «Слобожанская строительная керамика», расположенного в Роменском районе Сумской области. Сделка не состоялась, но и яркого впечатления, как о классном инвестбанкире не осталось.
Такое ощущение, что нас снова, как в конце 90-х - начале «нулевых» годов втягивают в очередной передел собственности. На эту тему мне легко рассуждать, т.к. с начало 90-х довелось руководить приватизацией более чем 300 предприятий, включая Мариупольские металлургические комбинаты «Азовсталь» и «Им. Ильича». Тогда всё дело было в азарте, погоне, препятствиях, успехах. А что будет сейчас? Ведь конкуренты не дремлют: как в Украине, так и за рубежом. И новая ударная волна схватки за активы украинских предприятий уже неизбежна. Сильные мира сего будут рисковать, приватизируя госпредприятия и «отжимая» активы у погрязших в «разборках» наших олигархов.
Но самое опасное то, что после Майдана-2 практически ничего не изменилось. А разве можно выиграть игру, если не понимаешь, по каким правилам она идет? Ведь мы сегодня пытаемся встроиться в ту систему, которая быстро умирает у нас на глазах. Это и есть главный идиотизм, когда кадровой опорой Кабмина по-прежнему остаются инвестиционные банкиры.
Вспомните, Павел Лебедев, экс-министр обороны Украины при Президенте Януковиче, которого в узком кругу специалистов мы называли инвестбанкиром Леонида Юрушева (основателя банка «Форум»), как и Айварас Абромавичус в департаменте ценных бумаг Hansabank, Паша так же осваивал тонкости работы на рынке ценных бумаг в аналогичном департаменте украинского ПАО Банк «Форум».
Не удивляйтесь, но даже нынешний министр энергетики Украины Владимир Демчишин также с 2008 года постигал особенности работы инвестбанкира, будучи директором инвестиционно-банковских услуг группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU). Запомните эту аббревиатуру.
Именно инвестиционная группа ICU, по мнению экспертов, принимала непосредственное участие в продаже всех бизнес-активов П.Порошенко после выборов Президента Украины в 2014 году. Кстати, глава НБУ Валерия Гонтарева до 19 июня 2014г. была председателем совета директоров именно этой ИГ ICU.
И вот, наконец, самое примечательное. 27 ноября 2014 года Фонд госимущества Украины продал на Восточно-Европейской фондовой бирже пакет акций «Винницаоблэнерго» в размере 24,99% - это блокирующий пакет, позволяющий вводить своих людей в органы управления АО и контролировать все финансовые потоки. Кто купил эти акции «Винницаоблэнерго»? Думаю, догадаться не трудно.
Да, вы правильно подумали, конечным покупателем стал закрытый недиверсифицированный паевой инвестфонд «Инвестиционный капитал – фонд акций» под управлением КУА «Инвестиционный капитал Украина» из инвестиционной группы ICU. И заметьте, «Винницаоблэнерго» в 2013 году увеличила чистую прибыль по МСФО в 1,9 раза – до 62,353 млн. грн., а доход – на 5,7% до 1 млрд. 235,517 млн. гривен. Теперь понятно? Зачем министрам - зарплата, когда есть под контролем активы.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки