Беларусь и Украина. Поймут ли они нас когда-нибудь?
...На белорусской земле, на границах областей нас каждый раз встречали хлебом-солью. А на украинской - в это же время рушились минские договоренности.
Сотни украинцев погибали, прорываясь из дебальцевского котла. А в вестибюлях белорусских гостиниц день и ночь на огромных плазменных экранах крутили кадры российского ТВ - то с флагом«ДНР» над захваченным Дебальцевым, то с неизвестными в камуфляже (шевроны ВСУ крупным планом), избивающими упавшего подростка...
Миротворец Лукашенко нас обнадежил. И украинским журналистам, отправившимся в пресс-тур по Беларуси, очень хотелось увидеть всюду сочувствие и понимание.
Сочувствовали нам умеренно, а понимать отказывались.
Самое большее, на что сподобились - абстрактные пожелания мира . Войну в Украине называли «перипетиями», и обещали, что «все устаканится». В редких междусобойчиках на вопрос о виновных отвечали вопросами: «А зачем украинцы сбили Боинг?» или «Почему напали на Россию?» И лишь из уст молодой сотрудницы провинциального исполкома услышали пожелание победы. За что я ей искренне благодарен.
Впрочем, чего обижаться... Иметь свое мнение в этой стране может, пожалуй, лишь один человек. Удел остальных - проводить линию президента.
Нам говорили: «белорусские СМИ объективны, а российских в эфире нет». Это отчасти правда. Но как быть с «НТВ-Беларусь», вроде и белорусским по месту регистрации, но изрыгающим все ту же антиукраинскую ложь? А есть еще спутниковые и кабельные каналы. На десяток российских кнопок, наша лишь одна - украиноязычный «Эспрессо -ТV», проигрывающий кремлевским пропагандистским монстрам по всем статьям.
Свое отношение к событиям в Украине местные СМИ не афишируют. Но в том единственном номере «Гомельской правды», который нам подарили, можно найти полосный материал об усилении госграницы «на украинском направлении». Доверие доверием, а судя по заголовку - «за границей следят тысячи глаз».
Лейтмотив всех увещеваний в отношении Украины один: помиритесь с Путиным, нам было так хорошо втроем в СССР...
«МОЛОДОСТЬ МОЯ, БЕЛОРУССИЯ...»
Была такая песня в моем брежневском прошлом, в тихие и серые годы развитого социализма. И вот - словно в молодость вернулся. Памятники Ленину на площадях (их нам демонстрировали с неким вызовом - словно мы специально приехали их разрушить). Названия улиц и предприятий: «Коминтерн», «Коммунарка» «Агрокомбинат Дзержинский». На проходных вывешены директивы Батьки - об экономной экономике (как у Леонида Ильича) и укреплении производственной дисциплины (как у Андропова). «У нас все осталось как в СССР», - заявил один из чиновников довольно высокого ранга. И никакой иронии в словах. Только гордость.
Похоже, все фабрики и заводы того времени работают и поныне. Не беда, что здания уже тесноваты - зато фасады свежепокрашены. Все что выпускают, в основном, остается в стране. Экспорт, по большей части, - в Россию и афро-азиатское зарубежье. Санкции и высокая себестоимость мешают торговать с Европой. И с Украиной. Заводы и фабрики как были под государственным контролем, так и остались. Хотя есть и доля частного капитала. Но - посетовал один из директоров - частные акционеры «мало думают о народном благе, а больше о дивидендах», поэтому государство акции успешных предприятий выкупает.
Государственным быть удобно. Одно мешает: в отличие от частного собственника нельзя инвестировать в рискованные проекты и «неоправданные» эксперименты. Закон, как заметил тот же директор, не позволяет. Остается модернизироваться «медленным шагом, робким зигзагом», как писал почитаемый в Беларуси Ленин.
Рисковать в стране может тоже только один человек. И если надо вложиться в СП с уставным фондом в 60 млн. евро (как в случае с ОАО «Штадлер Минск», собирающем швейцарские вагоны и поезда), он издает соответствующий указ. Если что, ему за новации и отвечать.
ДОЯРКА ЗА ТЫСЯЧУ ДОЛЛАРОВ
На кондитерской фабрике в Гомеле, как нас заверили, средняя зарплата - 550 долларов, на швейцарском «Штадлер Минск» - 700, у врачей элитного медицинского центра - до 2000. Доярка на «Агрокомбинате Дзержинский» зарабатывает до 1000 долларов. Это впечатляет. Настолько, что ряд коллег заговорили, о том, что «нам бы такого Батьку».
Вот только непонятно: доходы у доярок солидные, а домики в селах по большей части незавидные - одноэтажные деревянные срубы. Куда деньги уходят? Может причина в том, что и цены кусаются? Килограмм телятины на наши деньги - 300 грн, проезд в троллейбусе - 10 грн.
По-разному мы живем. У нас вдоль разбитых дорог стоят новенькие многоэтажные особняки. У них - великолепные автотрассы окружены тесными избами, крытыми шифером, жестью, а то и рубероидом.
Попались на глаза и стройные ряды кирпичных домов. Это «агрогородки» - ведомственное государственное жилье для сельских специалистов. Проработал всю жизнь в колхозе - можешь доживать в них век.
Многих ли это задержало на селе? Чиновник из Минска говорит об этом неохотно. Не знает и количества фермерских хозяйств в области. Хотя фермеры в Беларуси есть, выращивают свиней и другой мелкий скот на мясо. Никаких льгот и послаблений для них в стране не предусмотрено. «А зачем? Они работают на общих основаниях». А это значит: в жесткой конкуренции с колхозами и совхозами - любимым детищем государства, оставшимся от СССР.
В будни людей на улицах городов мало. «А что им там делать, у нас все работают». Занятость почти поголовная, безработица всего 0,7% .
Трудолюбие прививают налогами. Налогом на потребление, например. Проворные мытари отслеживают, соответствуют ли покупки заработку, и сурово пресекают нарушителей. С нового года белорус должен платить и налоги с займов, даже если одолжил денег у жены или родственников. Облагается налогом и покупка валюты.
Ждет окончательной подписи президента роскошный налог «на тунеядство». Если ты трудоспособен, но не работаешь - плати государству за бесплатные социальные услуги. Из каких средств? Из тех, за которые живешь, не работая. Под раздачу могут попасть 123 тысяч домохозяек, включая и тех, кто сидит с детьми более трех лет. А возможно и безработные, оставшиеся без пособия (а оно по местным законам положено лишь тем, кто привлекается к общественным работам).
Как сообщает «Вечерний Минск» в стране началась настоящая охота на «нелегальных» продавцов кошек и собак, репетиторов, музыкантов и фотографов.
Налог на недвижимость - отдельная статья. Мы пытались выяснить его размеры. Но сие осталось тайной. Начальница экономического управления одного из облисполкомов прямо заявила: информацией не владеет. Бросившийся на выручку замгубернатора заметил, что расчеты налога проводятся по сложной шкале, и компетентны в ней лишь налоговики. Удалось выяснить: с каждым ремонтом вашего жилья его стоимость увеличивается, а значит, увеличивается и налог. Может, именно поэтому на глаза попадалось столько старых одноэтажных развалюх? Экономят.
БЕЗ КПСС
«Никакой децентрализации у нас нет!»,- пресекли белорусские товарищи попытку представить Беларусь в качестве образца местного самоуправления. Дескать, республика наша маленькая, и лучше всего управлять ею из центра. Куда все государственные предприятия и отправляют свои бизнес-планы, и откуда на места присылают кадры. Председатели облисполкомов хоть и числятся за советами, но справедливо называются «губернаторами», ибо рекомендует их на посты сам Батька.
Самое удивительное в белорусском социализме то, что Лукашенко умудрился сохранить его, не опираясь на «руководящую и направляющую роль партии». То, чем когда-то занималась КПСС - кадровая и идеологическая робота, возложено на госструктуры. Александру Григорьевичу предложили было создать под него провластную партию, но Батька отказался.
В принципе, политические партии в Беларуси есть, но избирательная система построена так, что они большой роли не играют. Есть, как заверили нас, и оппозиционные газеты. Много? «Столько, сколько надо».
За отсутствием центрального комитета партии идейной закалкой белорусов командует «идеологическая вертикаль», берущая начало от самого Лукашенко. Вводные спускаются через заместителей губернаторов по идеологической работе, соответствующие отделы исполкомов, замдиректоров на предприятиях, и так - до цехов. О старых временах напомнили «информационные стенды по вопросам идеологической работы» в цехах, политинформации (единые дни информирования трудящихся), пышно отмечаемые советские праздники.
МАРАТ КАЗЕЙ И ПРЕДАТЕЛЬ РАДЗИВИЛЛ
«На нашей земле родился сам Марат Казей! Вы не знаете, кто такой Марат Казей?»,- удивлялась одна из идеологических работниц глубинки. Мои молодые коллеги, действительно, не знали. А в годы моего детства в школьном коридоре висела галерея портретов пионеров-героев, среди которых был и юный партизан Марат Казей. А открывал галерею небезызвестный Павлик Морозов.
Партизаны прошедшей войны - главная идеологическая фишка. В стране им посвящено множество музеев, мемориальных комплексов и парков. Туристам обязательно покажут реконструкцию в пригородном лесу партизанского городка - с землянками, самодельными зенитками, кузницами и медпунктом.
В прошлом году в Минске открылся новый музей истории Великой отечественной войны. Тем, кто бывал в вашингтонском музее аэронавтики, есть с чем сравнить. Четыре этажа напичканы электроникой, настоящими танками и артиллерией, макетами летящих штурмовиков, пластиковыми суперменами, одетыми в форму советской армии, бодрыми бородатыми партизанами и не менее бодрыми пластиковыми же фрицами, множеством видео- и аудиоэффектов. Война в таком гламурном обрамлении кажется ужасно яркой, красочной и забавной штукой!
Впрочем, детям здесь понравится.
Сколько денег потратило государство на это идеологическое совершенство, в самом музее не знают. Все решал лично президент. Немного заработали бесплатным трудом на всебелорусском субботнике.
Можно подумать, что довоенной истории у белорусов нет. В отличие от украинцев и россиян они не ищут истоки государственности в давнем прошлом. История князей и древних полководцев их не интересует.
Талантливейший гид в замке Несвиж, рассказывая о «предательстве» князя Доминика Радзивилла, заявил, что история не терпит политкорректности. Молодой отпрыск знатного литовского рода, хоть и вынужден был после захвата Россией части Речи Посполитой принести присягу царю, но ненависть в сердце сохранил. В 25 лет он, мечтая о независимости родины, стал командиром польского уланского полка в армии Наполеона, за свои деньги снарядил и обучил кавалеристов. Оставаясь верным идее воссоединения разорванной державы, отверг амнистию Александра I и погиб в бою 27 лет от роду. Это была кара за отступничество.
А мы бы сказали - герой.
ВКУС, КОТОРЫЙ ЛЕГКО ЗАБЫТЬ
Белорусский язык - тема особая. По всему Минску стоят билборды с социальной рекламой, призывающей не забывать, как по-белорусски называется земляника, малина, шиповник. Цель двойная - и речь сберечь, и природу. Девиз рекламной кампаниии: «Смак беларускай мовы». Вот только, не забудут ли его потомки?
Вещь невозможная для Украины - ни один чиновник, хозяйственик, идеологический работник не общался с нами на родном языке! Хотя мы были не против - украинцу белорусский понятен. Даже песни белорусские в тесном кругу пели только мы, хозяева не подпевали. «Червону руту» подпевали, а «Косыв Ясь конюшину...»- нет.
Родной язык как бы остался средством общения директоров этнографичеких музеев, ксендзов и артистов. Сложилось такое впечатление. В государственных СМИ (которые успели просмотреть) среди русскоязычного сплошняка лишь кое-где заметки на белорусском красноречивого содержания: «Шуры-буры, лапці у хату». Несколько лет назад, рассказали нам, все деловодство на предприятиях перевели с белорусского на «общедоступный».
Кем мы выглядели в глазах сябров со своим акцентированным украиноязычием? Деревенщиной? Или националистами? И не обвинений ли в национализме побаивались они сами, общаясь исключительно по-русски? Чтобы Путин не полез защищать свой язык и у них?
ИГРА В СТРАТЕГИЮ?
Конечно, за пару дней автор этих строк увидел только то, что нам хотели показать. Мы почти не общались с простыми белорусами, с оппозицией, и просто с теми, кто имеет свой взгляд на вещи. Потому – извините за субъективизм. А то, что увиделось и услышалось, наталкивает на определенную мысль.
Белорусские сябры, сохранившие в себе нетронутую временем советскость, видят и в нас таких же советских братьев, временно заплутавших, отбившихся от стада, но призванных вернуться. Они не понимают, как далеко (и это уже ясно) разошлись наши дороги. А мы не понимаем их. Вернее, того, куда ведет их Батька.
Может быть Лукашенко играет с Путиным в какую-то свою, непростую игру. Всецело экономически зависимый от него, пытается и государственность сохранить и от России особо не отличаться - дабы у последней не было соблазна военного вторжения.
Чем все это может закончиться? Известный российский философ, апологет концепции «четвертой мировой войны», любимец Путина Сергей Переслегин писал: «бессмысленно искать в действиях руководства республики какую-то стратегию. Вся история белорусской государственности ...- одна сплошная тактика». Единственный верный путь для страны , он видит в форсировании создания союзного государства с Россией. И Лукашенко против лишь по двум причинам. Во-первых, «такой исход означает бесславный конец национального проекта «Республика Беларусь», во-вторых, «приводит к резкому ослаблению белорусской политической элиты и самого Лукашенко».
А что же Россия? Чего она медлит? По мнению Переслегина, просто ждет, когда отличные белорусские автострады ей понадобятся для «воздействия» на Европу. «В 1944 году эта геополитическая истина была продемонстрирована Рокоссовским в ходе блестящей операции «Багратион».
Надеюсь, все это - досужая философия. К тому ж российская.
Верю, что как бы не сложились судьбы наших народов, как бы не разошлись наши дороги, слова, сказанные на беларускай мове, всегда будут отзываться в сердце неизъяснимой любовью.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки