«И воздастся каждому по вере его…»
Недавно российская певица Вика Цыганова рассказала в эфире радиостанции «Говорит Москва» о силах, помогающих сохранению мира в России и других странах. По словам Цыгановой, ключевой фигурой в этом процессе является президент России. Однако, певица, с надрывом поющая про русскую судьбу («русская водка, что ты натворила! русская водка, ты меня сгубила!»), на этот раз выказала свои познания в православии. «Над Россией правит Божья Матерь, это территория особая. Поэтому если Путин – человек верующий, им тоже управляет дух, и я за это молюсь, чтобы он не ошибся, чтобы помощь у него была божья, как у нас всех, чтобы этот русский дух не покинул его», – отметила Вика Цыганова.
У певицы, как и у многих россиян, плохо знающих предмет постоянного упоминания – православие, национальное или точнее стадное чувство чаще всего преобладает над добродетелью, коей, в принципе, отличается христианство. Сомневаюсь, чтобы в прошлом студентке Дальневосточного института искусств кто-то объяснял, что национализм и вера в Бога – вещи несовместимые. Но в националистическом угаре поклонники Вики Цыгановой, как и ее идеологические сторонники, используют религиозную терминологию так же часто, как подливают смолу в том месте, куда попадут богохульники. Российская богобоязненность так же нелепа, как нелепы на коммунистических митингах антисемиты, несущие хоругви с ликом Христа.
Теперь, с началом войны в Украине, РПЦ и ее руководитель Владимир Михайлович Гундяев совсем не стесняются и откровенно молчат по поводу того, что священники ходят с оружием, благословляют террористов на убийства, позволяют в нарушение канонов заходить в храмы с оружием, а если верить публикациям, то всячески способствуют противостоянию, называя войну «священной». Кажется, уже нет причин, чтобы не сравнивать ближневосточных террористов с российскими, поскольку и те, и другие твердят о какой-то борьбе за веру и священные идеалы. Отличие лишь в том, что у одних лидеры прячутся по пещерам, а у вторых – восседает в Кремле и никуда не прячется. Более того, он всячески выказывает свое расположение к РПЦ и даже умеет креститься.
Если бы у православных церквей была организация вроде гражданской ООН, то наверняка коллеги из других церквей попытались бы вразумить иерархов РПЦ не нарушать каноны и не поддаваться соблазну заниматься политикой, не поддерживать убийц и террористов. Как в новозаветном предупреждении – «Воздатите кесарева кесареви и божия богови». Почти год идет война. Но ни из Данилова монастыря, ни из кабинетов РПЦ не слышны призывы или увещевания к тем, кто инициировал нарушение Конституции и поддерживал сепаратизм в Украине. Уже шестой век РПЦ противопоставляет себя украинским единоверцам, из них три века являясь частью власти, неотъемлемой частью идеологии, позволяющей царям, генеральным секретарям, а теперь и президентам контролировать хотя бы часть населения.
Петр Первый реформировал РПЦ и подчинил себе, Владимир Ленин мечтал уничтожить конфессии как конкурентов, Иосиф Сталин испугался проигрыша во Второй мировой войне, позволив церкви поддержать моральный дух отступающих советских войск. КГБ сохранял контроль над РПЦ, рекомендуя к назначению иерархов, внедряя в патриархию и приходы агентуру. Как и несколько поколений мирян, воспитанных в коммунистической идеологии, так и несколько поколений «верующих» с трудом отличали действенность Библии от Устава КПСС. Хотя в коммунистической интерпретации Библия не должна мешать КПСС, да и РПЦ стала частью идеологического аппарата.
В истории РПЦ есть много неприятных событий, часто связанных с захватами, оккупациями и аннексиями «собираемых» Российской империей земель. Как отдельный обоз, вслед за российской армией шли священники, чтобы застолбить свое присутствие и объявить «нашим» чужое. В 1801 году Российская империя оккупировала Грузию, в 1811 году царская администрация, в нарушение Георгиевского трактата, отменила автокефалию Грузинской православной церкви. В Грузии появились церковные губернаторы – экзархи, через 4 года одна из древнейших церквей была превращена в «Грузино-имеретинскую синодальную контору», многие епархии были сокращены.
В отношении грузинской церкви у метрополии не было особых симпатий. ГПЦ – древнейшая, с 5 века православная автокефалия и терпеть самоуправство церковных экзархов РПЦ грузины не могли. После того как очередной экзарх, Теофилакт Русанов повелел перенести прах Святой Нино из монастыря Бодбе в Мцхета, началось восстание. Восстаний в Грузии за 19 век было много, несколько десятков и часть из них – так называемые церковные, которые поднимали людей на защиту святынь. В ответ оккупантами были арестованы митрополиты Доситеос Кутатели и Эквтиме Гелатели. По дороге в Россию избитый и посаженный в мешок митрополит Доситеос Кутатели умер и похоронен в Ананури.
Издевательство над грузинской церковью продолжалось вплоть до восстановления в 1917 году автокефалии. Но на протяжении всего столетнего периода оккупации царская администрация пыталась подавить грузинский дух – со стен древних храмов сбивались средневековые фрески и поверх наносились новые – в «русском стиле», перестраивались и достраивались церковные комплексы, были закрыты все церковные учебные заведения на грузинском языке и открылись на русском, грузинский язык был запрещен при использовании в церковной службе. Напомню лишь, что иерархи РПЦ и кремлевские чиновники до сих пор смеют называть грузин «единоверцами».
Подавить грузинский дух Российской империи не удалось. Но участие РПЦ в подавлении народов и их культур огромно, и Грузия занимает лишь незначительную часть. С 13 века новгородские князья насилием прокладывали путь православию. В Вятском крае христианство «прививалось» огнём и мечом. Грамота 1452 года митрополита Ионы вятскому духовенству рассказывает, как христианство насаждалось среди нерусских народов. Священники перемучили и переморили многих людей, в воду "пометали", сжигали в избах – мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. Как тогда, так и вся последующая история РПЦ показывает, что насилие – часть русского «миссионерства». Так было при взятии Казани и насильственного крещения татар, при обращении в православие народов Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Современное отношение РПЦ к Кремлю описал Владимир Войнович еще в 1986 году – и про правителя – Гениалиссимуса, генерала КГБ, говорящего по-немецки, и пропаганду и репрессии. Яркий образ в романе «Москва 2042» – «Отец Звездоний, генерал-майор религиозной службы, первый заместитель Главкомписа по духовному окормлению, Четвертый член Юбилейного Пятиугольника». Описание его внешности – не только талантливо, но и странным образом совпадает – «Один из генералов был, видимо, духовного звания. На нем была темная, но очень короткая, до колен, ряса с лампасами в нижней части, на голове монашеский клобук, тоже с большим козырьком, и на груди крупная и, может быть, даже серебряная звезда. На концах каждого луча звезды были кресты. Такая же звезда с крестами была и на клобуке».
В романе Войновича образы не просто угаданы внешне, совершенно похожи мысли и цитаты, как будто писатель оказался в нашем времени и подслушал митинги участников православно-коммунистических митингов: «По мере нашего приближения к аэровокзалу я все пристальнее вглядывался в висевшие на фронтоне портреты и спросил Смерчева, кто этот человек, похожий на Иисуса Христа. – Как кто? – удивился Смерчев. – Это и есть Иисус Христос. – Но мы поклоняемся ему, – завертелся и стукнул ногой отец Звездоний, – не как какому-то там сыну Божьему, а как первому коммунисту, великому предшественнику нашего Гениалиссимуса, о котором Христос правильно когда-то сказал: Но идущий за мною сильнее меня! Я совершенно точно знал, что эти слова принадлежали не Христу, а Иоанну Крестителю, но на всякий случай возражать не стал». Везде висели популярные лозунги утопической Москвы – «СОСТАВНЫЕ НАШЕГО ПЯТИЕДИНСТВА: НАРОДНОСТЬ, ПАРТИЙНОСТЬ, РЕЛИГИОЗНОСТЬ, БДИТЕЛЬНОСТЬ И ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ!»
Самое страшное и противное в современной истории РПЦ – нежелание сопротивляться властному маразму и пропаганде, как это, впрочем, было все советское время. Певичка Цыганова вроде бы и должна знать о том, что грех поминать Господа всуе. Но и она, и сотни тысяч других сторонников Путина говорят все, что им в голову взбредет, рисуют иконы с «ликами» Сталина и самого Путина, придумывают истории и пишут книги о том, что «Иисус – русский» и вообще родился – то ли в Крыму, то ли на Среднерусской возвышенности. А патриархи РПЦ молчат – им наверное нравятся такие прихожане, не знающие канонов, не имеющих элементарных познаний Библии. И если тов. Зюганов награждается церковным орденом, то Владимир Войнович был прав, когда написал в книге этот эпизод: «А никакого Бога нет, – подскочил вдруг отец Звездоний и стукнул правой ногою в землю. – Совершенно никакого Бога нет, не было и не будет. А есть только Гениалиссимус, который там, наверху, – Звездоний ткнул пальцем в небо, – не спит, работает, смотрит на нас и думает о нас. Слава Гениалиссимусу, слава Гениалиссимусу. – забормотал он, как сумасшедший, и стал правой рукой производить какие-то странные движения. Вроде крестился, но как-то по-новому. Всей пятерней он тыкал себя по такой схеме: лоб левое колено правое плечо левое плечо правое колено лоб. Все другие тоже остановились и тоже стали, повторяя те же движения, бормотать: Слава Гениалиссимусу, слава Гениалиссимусу».
А кто современный российский Гениалиссимус объяснять, надеюсь, не надо – генерал КГБ, говорящий по-немецки...
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки