Освобожденный Славянск: зарисовки сине-желтым по вате
Еженедельное вече - немноголюдно, но активно
...Дорога от вокзала в центр Славянска трепетно хранит десятилетние уже ухабы и ямы. Отпускаю скользкую шуточку в маршрутке, мол, похоже, бомбили не окраины, а несчастные дороги, но пассажирам не до того — предпраздничным субботним утром все спешат по своим делам. Да и жители не факт, что местные - неизвестный еще год назад стотысячный Славянск ныне переживает своеобразный демографический бум — как минимум официально в него приехало около 60 тысяч переселенцев. Местные же не устают удивляться: сейчас, идя по городу, можно не встретить ни одно знакомое лицо.
...А вата, на самом деле, не такое уж и обидное слово. Вот есть Рома Хунтá. Именно так, с ударением на “а” - таким образом Рома произносит этот обыденный термин. Рома — просто рабочий парень, женился недавно, снимает квартиру с супругой. И в его глазах Киев — виновник всех бед, как военных, так и социально-экономических. Рома, конечно, готов научить Порошенко, Муженко и прочих, как нужно правильно воевать и распоряжаться экономикой. Но если осторожно завести разговор о “сепарах”, после некоторой горячности Рома соглашается — все плохие, раньше была “стабильность” и было лучше. А пока же Рома Хунтá думает, как оплачивать новые счета за коммуналку.
...На рынке можно найти лавку с местными сувенирными магнитами. Среди видов Славянска и близлежащего Святогорска с лаврой — на видном месте — Дебальцево с фотографией вокзала, еще не побитого войной. Неподалеку кумушки судачат о переговорах Порошенко и Путина. По их мнению, президент Украины ведет себя неправильно. “Он как вытаращит глаза на Путина — и с такой ненавистью, прям аж ух. Нельзя так. Надо бы улыбнуться, руку подать, вежливость проявить — тогда, глядишь, и договорятся до чего-то”, уверены они.
Недалеко от этого граффити написано также жесткое "Жги вату"
...Одна из главных страшилок для многих местных мужчин — мобилизация. Воевать не хочет никто. На заборах и столбах услужливо висят объявления: автобус Славянск — Москва 600 грн, Славянск — Санкт-Петербург 1000 грн. Некоторые уже сорвались с насиженных мест и рванули искать “бесхунтового” счастья у северного соседа, ругаются на введенный Россией дорогостоящий трудовой патент. Повестка на мобилизацию, говорят, пришла и сыну Нели Штепы, который после маминого фиаско не удержал кресло замдиректора в одном из коммунальных предприятий. По слухам, он тоже засобирался в РФ — только вот взятую под опеку Штепой девочку Катю деть некуда, поэтому ей, вероятно, спешно ищут новую семью.
...Когда заместителем мэра стал 22-летний донецкий вундеркинд Ярослав Секирож, в городе зашептались: “Эта Партия регионов, везде пролезет!”. Дерзкая риторика советника губернатора не помешала местным депутатам назначить его на должность — хотя на горизонте маячат местные выборы, и молодой политик вполне вероятно может занять кресло неуверенного в себе и.о. мэра Олега Зонтова. А славянским женщинам с десятков биллбордов улыбается муж Натальи Королевской Юрий Солод, мажоритарщик от города, таким образом возвращая электоральные долги.
Нынешняя цена гречки делает эпитет вполне уместным
...На Славянском курорте подвыпивший солдатик кадрит прогуливающихся студенток. “Ви такі гарні, такі гарні, просто слів немає... Ви мене вибачте, що я трохи напідпитку, просто весна ж!”. Боец оказывается родом из Хмельницкого, он вместе с девушками закуривает и заливисто смеется. Весна.
...8 марта на центральной площади множество прогуливающихся праздных горожан, много семей. На игровой площадке под исполкомом резвятся дети, молодые мамы сидят на лавочке рядом и говорят, почему-то, о политике. Коротко стриженый молодой человек в спортивных штанах и сигаретой в зубах внезапно подходит и вручает тюльпан в шуршащем полиэтилене одной из них. Она растрогана, он как ни в чем не бывало садится рядом — и дискуссия продолжается. В сотне метров от них завершается привычное уже еженедельное вече. Завершается гимном — и слышно смелое и уверенное подпевание стоящих пенсионерок, и более робкое — девичье. Весна.
...После вече на площади непривычно звучит украинская речь — кто-то спорит о трактовании истории. Люди не расходятся: сейчас будет играть Piano Extremist, днепропетровец Богдан, который прославился игрой на пианино во время Майдана. “Когда я у вас был — месяц, полтора назад?”, спрашивает он. “Осенью еще, в октябре”, - парируют девочки из толпы. “Главное - это наши дети. От того, как мы их воспитаем, зависит и наше будущее”, - предваряет он свое выступление, на что бабушка из толпы начинает возмущенно рассказывать, что воспитание — дело родителей, а школа должна только заниматься образованием. Впрочем, дискуссия не затягивается, и скоро начинается негромкая мелодия на пианино. Многие снимают на смартфоны, некоторый — будто тайком пробираются к ящику для пожертвований и бросают купюры, весьма крупные.
Пасторальность картин не скроет правды — в головах местных жителей зачастую еще полный сумбур. Украинскость пока входит в Славянск на правах поп-культуры — символика, музыка, определенный образ поведения и мыслей. Те, кто привык громогласно вещать о хорошей России, нынче часто помалкивают, прежде молчавшие — заговорили. В далеком итоге, как в детской задачке про килограмм ваты и килограмм железа, — вес одинаков, пока не уронишь на ногу.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки