Безработица превращает украинцев в хоббитов
Безработицаокончательно деклассирует украинцев.Вчерашний новоиспеченный средний класс,интеллигенция на глазах превращаютсяв никому не нужных люмпенов.«Рабочие профессии» пока еще зарабатывают,но только на койко-место в Киевеи бутылку водки — напиться послеработы.
Разбредаясь по Сетис целью хоть к чему-то приложитьруки, украинцы становятся «хоббитами»и ищут самоутверждения в хобби,коллекционировании и прочих страстях,которые в лучшие времена были отложеныв пыльный сундук из-за нехваткивремени. На этот раз с их помощьюнадеются выстроить «альтернативнуюкарьеру» или хотя бы создать видимостьнесуществующих жизненных достижений
В магазинчиках длярукоделья роятся женщины, набирая что-тоблестящее в пластиковые ванночки,взвешивают и счастливо несут добычудомой. Фелтинг, квиллинг, скрапбукинг —слова не из лексики свингеров. Их,как орешки, ласково перекатывают на языкевынужденные домохозяйки, подписавшиесяв соцсетях на всевозможныекулинарные, дизайнерские, архитектурные,фото- и арт-блоги. Странное паучьеплетение с целью доказать себе, чтоты еще вроде жив, похоже на истериюили массовый психоз. Но для многихэто теперь домашняя психотерапия. Какправильно зажарить помидорчик длясалата с горгонзолой, в декупажнойтехнике преобразить старый табурет,нафельдцевать себе чудесные бусыиз шерсти полинявшего кота: вотактуальные, действительно насущныевопросы, вытеснившие парламентскиевыборы, тимошенко-луценко-в тюрьме,художества януковича, депрессивныебухгалтерские и юридические терминылопнувшей жизни.
Никто не хочетпризнавать себя банкротом, поэтомус помощью маленьких радостейи возможностей прядет новую жизньили имитирует счастье.
Неудовлетворенныепадением социального статуса стремятсяк реваншу, формируя вокруг себяантураж, который, по их мнению,является классическим для «джентльмена»,интеллектуала, небедного человека,человека со вкусом, человека творческойпрофессии или вообще кого угодно, кемхотелось стать в жизни, но не получилось.Определенные атрибуты или предметы-ассоциациисвязаны в воображении с болеекомфортной, приятной средой и жизнью.Разновидность виртуального социальноголифта и очередного, со следующегопонедельника, «хорошего начала» жизнии карьеры.
Если все еще не хватаетденег на пальто, можно начать с покупкикомплекта пуговиц к нему.
Когда с деньгамисовсем плохо, к хобби возвращаютсякак к исхоженной вдоль и поперектеме, набору «экспертных» знаний, которыеможно попытаться продавать, работаяпри этом на себя, а не на дядю.Вот и открывают вчерашние клерки,менеджеры, журналисты и мелкиеразорившиеся бизнесмены собственныеинтернет-магазины, чтобы с их помощьюналадить торговлю эксклюзивнымирыболовными, охотничьими, туристическимиаксессуарами, антиквариатом, миниатюрой,книгами и превратить вчерашнеезатратное увлечение в новый смыслжизни.
«Хоббит» — не простоновое определение. Это своеобразныйновый социальный статус, причем довольноразмытый (хоббитом может стать любойи нет четких критериев для егораспознавания), но и достаточнореспектабельный: хоббиты в общественномсознании довольно часто ассоциируютсяс людьми, живущими в достатке,праздно, с недешевыми удовольствиямивроде собирания коллекционных вещей.
Это понимают те, ктоищет в хобби не просто средствана жизнь, а попутную возможностьсокрытия своего реального социальногоположения с помощью вывески:«Коллекционер». Никто из них не скажетв беседе: «Я — безработный». Всеони говорят: «Я — коллекционер».И даже: «Я — и з в е с т н ы й коллекционер».Хоббит виртуально легко может вырватьсяиз своего окружения и общатьсяв соцсетях и форумах с богачомили интеллектуалом, если всех этихразных людей объединяют общая симпатия,слабость, сантименты.
Некоторые действительнодостигают большего в их пониманииуспеха в жизни, чем в прежней,привычной среде: общаются с интереснымилюдьми, осознают себя причастнымик чему-то «настоящему», значимому,верят, что теперь их жизнь сталаосмысленной, вошла в нужную системукоординат. Даже чувствуют себя«публичными»: известными, прославленными,представляющими интерес для общества.И, в качестве «экспертов», даютнапыщенные интервью (из тех, чтоиногда публикуются в рубрике о чудаках«это забавно»). Не изменившись, ониуспели поверить в то, что сталидругими. И стараются поспешнокопировать ту манеру поведенияи стиль речи, которые, по их мнению,свойственны людям другого, желаемогосоциального положения или профессии.Эти признаки — отличительная черталюдей, чья страсть берет свое началов осознании собственной неприкаянности.
Есть и другие —искренне увлеченные, видящие в своемхобби не только набор привлекательныхатрибутов, но и источник настоящегопознания и, одновременно, символ тойсреды, к которой они изначальнопо праву принадлежат, и которойнекогда лишились. Это вовсе не желаниеперейти из одного общественногокласса в другой, натянув маскуна прежнее лицо. Скорее, стремлениек поиску себе подобных, идеологическихинтеллектуальных единомышленников,способных в идеале стать жизненнымокружением. Или хотя бы глубокои содержательно обсудить предметувлечения. Для таких людей (обычно этогуманитарии и люди творческогосклада) хобби становится объектомвсестороннего восхищения и изучения,и попутно — предметным окружением,олицетворяющим их органичную среду,социальный класс и образ жизни,не позволяющий опуститься нижеопределенных эстетических и нравственныхнорм.
Хоббиты стараютсясделать мир более лояльным к себе:им нужно чувствовать, что ониприспособились, материализовались,подзаряжаются «правильной» энергетикой.Вещи, которыми они себя окружают —поплавки, позволяющие удержатьсяв жизни. Это вполне могут быть «тедди»и кактусы — главное, что благодаряим можно доказать свое существование.Отдаваясь увлечению, хоббит не простосамоутверждается, но и в какой-тостепени меняет обстоятельства. Мирне переделать, но можно создатьуютную, экзотическую гавань, кудапричалит потрепанное ветрами судно.
То, что для одних —искусственная игра в цель и достижениецели, для других — попытка восстановитьцелостность своего мира.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки