Кличко погубит «секонд-хенд» Ющенка
Политический проект Виталия Кличко «Удар» можно признатьодним из самых удачных в современнойэлекторальной истории Украины, но вполиттехнологическом плане это будетсамое большое разочарование выборов2012 года.
Его политическая партия «Удар» является таким же виртуальнымобразование, как и «Украина вперед», у Кличко есть еще одно немаловажноепреимущество — харизма. Кличко хорошоизвестен на Украине как всемирноизвестный непобедимый боксер.
Напротяжении всего года Кличко справедливокритиковали за отсутствие идеологии ивнятных позиций по всем без исключениявопросам.
Виталию необходимо былоостановиться на образе успешногоспортсмена, простого парня, молодогонеиспорченного политика и эксплуатироватьего на протяжении всей избирательнойкампании. Добавить несколько тем длясвоего основного электората –молодежи.
«Политический проект Виталия Кличко «Удар» можно признатьодним из самых удачных в современнойэлекторальной истории Украины. Абсолютнофантомное политическое образование,имеющее еще меньше года назад в активетолько фамилию Кличко, сумело плотнообосноваться на третьем месте визбирательном рейтинге. Но как непарадоксально, на мой взгляд, вполиттехнологическом плане это будетсамое большое разочарование выборов2012 года», - пишетполитаналитик Алексей Жесткий.
«Внастоящей кампании Кличко на пару сКоролевской попытаются оседлатьдоминирующий, в последние годы средиукраинцев, стереотип «молодых и новыхполитиков». Изначально оба эти проектабыли ориентированы на один и тот жеэлекторат, оставшийся от безвременнопочившего, в политическом смысле этогослова, Сергея Тигипко. К слову, уникальностьданных избирателей заключается в том,что они равномерно рассеянны по всемрегионам Украины.
Сразу необходимоотметить, что размер этого базовогоэлектората намного превышает те 13процентов, которые отхватил СергейЛеонидович в первом туре президентскихвыборов. По большому счету в эту базуможно включить всех подвижных илипопросту не определившихся избирателей.А таких у нас больше пятидесятипроцентов.
В борьбе за этих украинцеву Кличко изначально имелась значительнаяфора. Если не считать киевского неудачногоопыта, то в отличие от Королевской,Кличко в большой украинской политикефигура действительно новая. В его шкафунет скелетов бегавших от Януковича к Тимошенко и обратно.
И хотя политическаяпартия «Удар» является таким жевиртуальным образование, как и «Украинавперед», у Кличко есть еще одно немаловажноепреимущество. Он обладает какой-никакойхаризмой и у него постоянно наблюдаетсямощная динамика рейтинга. А именноположительная динамика является однойиз главных предпосылок завоеванияподвижного электората. Партия «Удар»,опираясь только лишь на личность ВиталияКличко, смогла стартовать с 10 процентнымрейтингом.
И вот при таких замечательныхстартовых условиях политтехнологиВиталия допустили непростительнуюстратегическую ошибку.
Конфузкоторый случиться, а точнее уже случилсяс Кличко, очень напоминает ситуациюпроизошедшую в 1995 году на выборах вГосударственную Думу России с генераломЛебедем. Этот пример детально описалив учебнике по политтехнологиям россиянеЕ.Малкин и Е.Сучков.
Если вкратце,то к началу избирательной кампаниипроект Александра Лебедя Конгрессрусских общин потенциально имел «неменее 30-35% голосов (базовый электорат«сильной личности» + подвижные избиратели).После такой победы А. Лебедь становилсяединственным реальным кандидатом наследующих через полгода президентскихвыборах и выигрывал их с вероятностью,близкой к 100%. Причем достигалось всеэто без особых усилий – генералу надопросто было работать в образе, стучатькулаком и обещать навести в странепорядок железной рукой. И никакиедействия конкурентов, никакие деньгии никакой административный ресурсостановить победу А. Лебедя не смоглибы.
Все было погублены в один миг- когда А. Лебедь был поставлен не напервое, а на второе место в федеральномсписке КРО. Организаторы кампании КРОпопытались реализовать идею «просвещенногопатриотизма»: во главу списка былпоставлен Ю. Скоков (который как«просвещенный патриот», несомненно,выглядел убедительнее, чем А. Лебедь).
Отом, какие возможности были упущены,говорит то, что через полгода А. Лебедьна президентских выборах, находясь вхудших стартовых условиях (отрицательнаядинамика рейтинга, ослабленные посравнению с 1995г. структуры поддержки врегионах), смог, начав работать вобразе, набрать 15% голосов».
Практическито же самое, благодаря усилиям оранжевыхидеологов и политтехнологов, во главес вовремя покинувшими тонущую «НашуУкраину» Ириной Геращенко и РостиславомПавленко, произошло и с Кличко.
ВиталияКличко на протяжении всего годасправедливо критиковали за отсутствиеидеологии и внятных позиций по всем безисключения вопросам. И это действительнобыло. Но с политтехнологической стороныэто как раз тот случай когда «лучшежевать, чем говорить». Виталию необходимобыло остановиться на образе успешногоспортсмена, простого парня, молодогонеиспорченного политика и эксплуатироватьего на протяжении всей избирательнойкампании. Добавить несколько тем длясвоего основного электората – молодежи.И спокойно наращивать рейтинги и направом и на левом берегу Днепра.
Вместоэтого был запущен механизм «саморазрушенияобраза». Кличка на всех парах понесло в «просвещенный патриотизм». Хотя это и не удивительно. Судя по политической составляющей списка «Удара» последний полностью заполнил оранжевый секонд-хенд. Третьим номером стоит Валентин Наливайченко, еще месяц назад числившийся главой «Нашей Украины», шестой Ирина Геращенко – экс-пресс-секретарь Виктора Ющенко, а писательница Мария Матиос куда органичнее смотрелась бы в списках партии «Собор» или у того же Ющенко. К сожалению, произошел классический в украинской политике случай – пешки сыграли короля.
Показательна вданном контексте эпопея с принятиемзакона «Об основах государственнойязыковой политики». Лично меня всегдакоробило, когда в авангарде борцов «зарiдну мову» оказываются стопроцентнорусскоязычные персонажи. На подсознательномуровне ощущаешь в этом что то искусственное,неискреннее. И если Яценюк во главеобъединенной оппозиции исключительнопо объективным соображениям не мог неввязаться в абсолютно невыгодную длясебя дискуссию с «Партией регионов»,то Кличко наступая на те же грабли ещеи выглядел в этой дискуссии инороднымтелом. В результате приобретя парупроцентов на Западной Украине он, вунисон с «Батьківщиной», на много большепотерял на Востоке и Юге Украины.
Чтоже имеем в сухом остатке. По утверждениямсоциологов, в частности Ирины Бекешкинойиз фонда «Демократические инициативы»,«наблюдается миграция электоральныхсимпатий к партии Кличко – с востока июга в центр и запад Украины». Учитываяотсутствие на юго-востоке какой либоальтернативы кроме коммунистов для«Партии регионов» и имея колоссальноеколичество молодых избирателей нежелающихголосовать за регионалов, «Удар» опустился до жалких пяти процентов.Иначе как провальной назвать такуюстратегию сложно.
P.S. В статье ясознательно не касался качественнойсоставляющей политического проекта Виталия Кличко «Удар», ограничившисьлишь политтехнологическими аспектами.Ведь если начать обсуждать присутствиев проходной части списка таких фигурантов,как к примеру, мой земляк Сергей Куницын,то от мифа о третьей силе, новых лицахи людях с чистыми биографиями можетмало что остаться. Проект «Удар» станетнапоминать приснопамятную и неизвестнокуда сгинувшею «Сильную Украину», а самВиталий Кличко очень популярного сейчаскота, только в мешке».
Мнение АлексеяЖесткого разделяет политологВладимир Фесенко.
«Это закономерно,поскольку еще раньше в «Ударе» и вокруг «Удара» было несколько человек, связанныхс Ющенко», – сказал Фесенко.
Эксперттакже отмечает, что огромный риск дляКличко – «нашеукраинизация» или«национал-демократизация», котораяможет погубить его партию.
Но Кличконе особо озабочен собственной политическойсилой. К нему идет много людей, он почтивсем что-то обещает, но он не контролируетв полной мере свою политическую силу.Там есть, как в свое время как в НашейУкраине, внутренние конфликты, разныепозиции, разные взгляды, разныелюди.
«Его, наверное, тоже ведетнекая сила и удача. В свое время о Ющенкоговорили, что он счастливчик, но потомнастала совсем другая, черная полоса.Такое может быть и с Кличко», – отметилФесенко.
Кличко потенциально ближек оппозиции. И большая часть егосторонников считает, что ему нужносотрудничать именно с оппозицией,договариваться с оппозицией. Но властькак раз и будет сталкивать Кличко соппозицией, уверен эксперт.
Политическийпроект «Удар» обречен, поскольку держитсяисключительно на харизме непобедимогобоксера Кличко. Заметим, на харизмеспортивной, его основной электорат —фанаты и любители бокса. Завершениебоксерской карьеры, а хуже того проигрышна ринге могут напрочь уничтожить егорейтинг.
Если на ринге Виталий Кличко профессионал, то на трибуне он выглядит...Пока не как политик, а как спортивнаязнаменитость определенного промежуткавремени.
Время партий имени кого-тоуходит, они не имеют политическихперспектив, как это заметно по «НашейУкраине» Ющенко, «Украине — Вперед!» Королевской, радикальной партии Ляшко...Я бы осмелился сказать, что они вредныдля общества, поскольку там доминируетличное мнение, не совсем профессиональноеи компетентное. Кроме этого, лидерскиепартии обречены на хорошие команды,туда просто не пропускают ярких, разумныхличностей. Виноваты объективные законыПаркинсона - начальник подсознательноне желает выглядеть идиотом.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки