Ультиматум для Тимошенко: или в тюрьму, или отдай партию
Опубликованный 27 июля 2011 года на 2-ой странице президентского официоза «Сегодня» недвусмысленный сигнал под названием «Тимошенко могут посадить, а «Батькивщину» захватить?» означает только то, что может означать: или в тюрьму, или отдай партию. Специально назначенный в Киев обслуживающий интересы Березанской исправительной колонии № 95, 32-летний судья Печерского района Родион Киреев уже не раз давал понять, что ему с особой лёгкостью дастся обвинительный приговор в отношении лидера оппозиции. Поэтому, организовав публикацию данного материала в заменившей «Президентский вестник» времён Кучмы ежедневной украинской газете, идеологи Януковича практически не сомневались, что их пассаж дойдёт до конечного пользователя ещё до начала 14-го дня посвящённого ему (точнее, ей) судебного слушания.
Вслед за этим в тот же день, но уже к обеду, со стороны Генпрокуратуры прозвучал следующий сигнал. Сторона обвинения потребовала изменения меры пресечения для подсудимой с подписки о невыезде на содержание под стражей. Киреев отказался, подтвердив исключительно психологическую составляющую усилий прокуроров. Если следовать логике руководства ГПУ, а руководство у неё только одно – президент Украины, второй сигнал должен был помочь лидеру ВО «Батьківщина» поторопиться. Поторопиться с «правильным» решением. Не зря ведь ещё в мае этого года главный «дирижёр» парламентского большинства «Стабильность и реформы» (СТАРЕ) Михаил Чечетов в эфире на Шустер LIVE озвучил перечень «конструктивных» лидеров оппозиции, появление которых якобы ожидается к осени. Понятие «оппозиция» здесь, наверное, необходимо взять в кавычки, придав ему большую долю условности.
Среди лиц, названных Чечетовым, были и присутствующие в студии члены фракции БЮТ.
На протяжении всего июня в СМИ можно было заметить несколько информационных вбросов на тему «Кто заменит Тимошенко». Естественно, с указанием наиболее предпочтительных заказчику имён и фамилий. Особенно сильны они были в канун Х съезда ВО «Батьківщина», состоявшегося 20 мая 2011 года.
Как захватить партию?
Плановый захват политических партий своих политических оппонентов в новейшей истории Украины использовали президенты Леонид Кучма и Виктор Ющенко. Не гнушался этим и премьер Виктор Янукович.
Рейдерские захваты оппозиционных главе государства или правительства партий можно классифицировать по трём группам (или схемам):
Белая схема – после резкой смены верховной власти в стране формальные руководители или теневые спонсоры официально зарегистрированной политсилы добровольно отдают известный бренд в новые руки, получая взамен второстепенные посты в руководстве или экономические преференции.
Оранжевая революция 2004 года внесла серьёзные коррективы в судьбу сразу нескольких партийных столпов режима Кучмы – «Трудовой Украины», Аграрной партии, СДПУ(о), НДП и Партии зелёных Украины (ПЗУ). Большинство из них сошли с политической арены вместе со своим патроном. Новому президенту приглянулись только «народные демократы» и «зелёные». В Секретариате президента решили, что у них не столь одиозная репутация. Ющенко рассчитался этими двумя партиями с двумя далеко не последними спонсорами своей победы на президентских выборах.
Классические «днепропетровские» премьер-министра Украины в 1997-1999 гг. Валерия Пустовойтенко достались одному из участников оппозиционной Каневской четвёрки 1999 года, экс-председателю Верховной Рады Александру Ткаченко. «Кукурузный барон», как когда-то его называл Первый национальный, в свою очередь передарил НДП своей племяннице Людмиле Супрун на день рождение. С Пустовойтенко в придачу.
Валерий Павлович в родной Народно-демократической партии стал почётным «вторым». В добавок к кафедре в Академии муниципального управления и другим развлечениям.
О ПЗУ позаботилась новая «первая леди», Кэтрин-Клер Чумаченко-Ющенко. Охрана окружающей среды всегда будет популярной темой на Западе, поэтому роль председателя «зелёных» она попросила отдать своему «кошельку», миллионеру Владимиру Костерину.
Бывший инвестор Партии зелёных, в какое-то время самый крупный собственник в Украине Рабинович Вадим Зиновьевич в знак благодарности от новой власти смог и дальше вести свой бизнес. С учётом отказа от любого участия в большой политике.
Стоит отметить, что когда начался скандал вокруг афёры семьи Ющенко с деньгами «Детской больницы будущего» (ДББ) и принадлежавшим им АКБ «Трансбанк» пан Костерин спешно покинул пост главы ПЗУ, но вовсе не отошёл от партийных дел. Теперь у руля «зелёных» стоит бывший заместитель министра семьи, молодёжи спорта Украины Татьяна Кондратюк. Очень близкая к Костерину во многих профессиональных и не профессиональных отношениях.
Серая схема – добровольная и безвозмездная сдача бренда.
Попытка применения серой схемы имеет в случае с Тимошенко.
Других аналогов, равно как и успешных «серых» примеров в сфере ТОП-политики пока нет.
Некоторые эксперты приводят в данном случае трансформацию СНПУ в ВО «Свобода» 2004 года выпуска, однако по многих данным отказ от лидерства со стороны социал-националистов был продиктован далеко не альтруистскими соображениями. Тоже самое с небольшими оговорками можно сказать и о переходе Конгресса Украинских Националистов (КУН) к Алексею Ивченко.
Вернёмся к Тимошенко. Вторые ряды в собственной дееспособной политсиле, надо сказать одной из старейших в Украине, с вполне обоснованными претензиями на превращение в исторически правящую партию, ни она, ни её люди, естественно, отдавать не собираются. Верить в нечто подобное могут только российские политтехнологи из Администрации президента или белорусские советчики Виктора Януковича.
Олигархи в парламентской фракции Блока Юлии Тимошенко теперь все перешли в Партию регионов или приобрели статус внефракционных. Не было у них решающего права голоса и в прошлом.
Остаётся тогда идти по-чёрному.
Чёрная схема – фактический захват учредительной документации бренда, сопровождающийся полной сменой руководства поглощаемого объекта.
Во всеукраинском масштабе эта схема использовалась только один раз, да и то безуспешно. Безуспешно прежде всего с политической точки зрения. И как ни странно здесь в очень некрасивом свете всплывает имя известной теле-скандалистки, народного депутата Инны Богословской.
Дело в том, что во время первого прихода Виктора Януковича в Кабмин его людям требовались собственные карманные партии. Но партии достаточно известные, поскольку подразумевалось, что вскоре все они как одна поддержать выдвижение «Железного Хозяина» в президенты.
Группа Бойко-Фирташа облюбовала себе Украинскую республиканскую партию (УРП) Левко Лукьяненко, на тот момент изрядно подуставшую бороться с Кучмой, но всё ещё влиятельную в кругах национал-демократов. Спецоперацию по захвату УРП поручили Хорошковскому, а уже он в свою очередь привлёк Богословскую, которой удалось подкупить секретариат «республиканцев» и произвести все требуемые Минюстом в таких случаях изменения. В результате в канун массовых фальсификаций на президентских выборах 2004 года партию возглавил Бойко,и узники советских концлагерей якобы поддержали дважды судимого гопника.
С тех пор, как утверждают в УРП, оригинальная печать УРП находится у Богословской. Нам пока не удалось проверить эти утверждения.
Отдельно отменим, что под классификацию не попадают случаи теневой покупки политпартии (превращение СДПУ Юрия Збитнева в СДПУ(о) и т.п.) или создания партии-клона, в т.ч. и с видоизменённым названием (например, ПСПУ вместо СПУ).
Дмытро ДОБРЫЙ dm_dobriy, UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки