Крым и Европа: общая история
Изгнание и побег - эти явления уже больше года находятся в фокусе внимания большой европейской политики. Миграционный кризис, возникший в начале 2015 года в связи с многократным увеличением потока беженцев в Евросоюз из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии, стал крупнейшим в Европе со времен Второй Мировой войны (по самым скромным подсчетам речь идет о не менее 700 тысячах беженцев).
С ним связаны не только организационные, юридические и финансовые вызовы для Евросоюза, которых отдельные страны-члены ЕС хотят избежать. Евросоюз с самого начала задумывался как проект примирения, за что получил в 2012 году Нобелевскую премию мира.
Война, депортации народов и этнических групп, изгнание в самых экстремальных, доведенных до «совершенства» формах проявились в политике тоталитарных режимов ХХ столетия - национал-социалистов при Гитлере и советском при Сталине. Память о прошлом парадоксальным опытом преломляется в сегодняшних дискуссиях о беженцах в Европе.
Как освещать самые болезненные воспоминания и при этом достигать примирения между сторонами? Как предотвратить месть, обиду, при этом сохраняя память о самом страшном опыте? Какие политические и юридические шаги были предприняты в последние десятилетия, чтобы привести к успешным результатам процессы по восстановлению прав, возмещению ущерба и адаптации к новым реалиям? Какие уроки истории, вынесенные из прошлого опыта, способны объединить беженцев с жителями стран, куда они прибывают?
На эти и многие другие непростые вопросы пытались ответить участники Пятого Европейского Исторического форума, проходившего в Берлине 23-24 мая (инициаторы и организаторы - фонд имени Генрих Бёлля и Научно-информационный центр «Мемориал» (Москва).
Известный российский историк Арсений Рогинский (Международный «Мемориал»), открывая форум, отметил, что память о депортациях народов до сих пор не стала общероссийской памятью. Поскольку многие депортации проходили в период войны и официальным обвинением было обвинение в предательстве, в условиях, когда нынешнее отношение ко Второй мировой войне в России весьма однозначное - отношение к пресловутым «предателям» столь же однозначно-негативное.
Рогинский отметил необходимость создания «Книги памяти депортированных». Ведь противостоять обезличенной, официозной, часто фальсифицированной историографической версии могут лишь истории реальных людей с их судьбами.
Историк обратил внимание на необходимость популяризации этих трагических страниц прошлого. В качестве положительного примера он назвал песню Джамалы о депортации крымских татар 1944 года, которая «для популяризации этой темы сделала больше, чем многие историки».
Европейский Исторический форум затронул весьма болезненные и актуальные темы. Как отметила в своем докладе знаменитый немецкий историк и культуролог Алейда Ассман, «миграция и бегство - знаки нашего времени. Мигранты сегодняшней эпохи - боль в самом сердце Европы. Мы думали, что нас это не коснется».
Но с этой болью долгие годы живут и те, кто вынужденно покинул родину в прошлом. Воспоминания о войнах, депортациях, насильственных миграциях в Восточной и Южной Европе, в СССР в различные периоды истории - таковы были темы участников форума.
Известный украинский историк Андрей Портнов посвятил свое выступление «украинско-польским этническим чисткам и обмену населения в ХХ веке», а также влиянию этих событий на сегодняшние отношения между обществами этих стран.
Александр Черкасов (Правозащитный центр «Мемориал») рассказал в своем выступлении о том, что такое День памяти о депортации в сегодняшних Чечне и Ингушетии: «В Чечне нет дня памяти о депортации 23 февраля. Есть день защитника Отечества».
Черкасов рассказал историю чеченского общественного деятеля, философа Руслана Кутаева. 18 февраля 2014 года, за несколько дней до очередной годовщины депортации, в Национальной библиотеке Грозного без согласования с властями Кутаев организовал научно-практическую конференцию «Депортация чеченского народа. Что это было и можно ли это забыть?». Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров негативно отреагировал на проведение конференции, так как с 2012 года власти ЧР отменили все официальные мероприятия, которые раньше проводились в республике каждый год 23 февраля, в день депортации.
На следующий день участников конференции вызвал руководитель администрации главы и правительства ЧР Магомед Даудов. Собравшихся отчитал Кадыров, после чего они были отпущены по домам. Единственным, кто отказался приехать по вызову, был Руслан Кутаев.
20 февраля 2014 года в дом в селе Гехи, где он находился, ворвались вооруженные люди в черной форме, которую носят сотрудники спецподразделений МВД России по ЧР. Его схватили и, не дав одеться, увезли в неизвестном направлении. По версии обвинения, Кутаев был случайно задержан полицейским патрулем. В ходе досмотра в заднем кармане его брюк полицейские «нашли» наркотик. Виновным себя Кутаев не признал. В июле 2014 года суд приговорил его к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима.
Памяти о депортации, проблемам репатриации и интеграции турок-месхетинцев были посвящены выступления исследователей из Грузии Давида Йишкириани и Георгия Сордины.
Автор этих строк в своем выступлении рассказала о том, как депортация крымскотатарского народа 1944 года отразилась на самосознании людей, о проектах сохранения и увековечения памяти о жертвах геноцида, остановившись подробно на этапах признания депортации крымских татар геноцидом в Украинском государстве. В ходе дискуссии были затронуты вопросы, связанные с современной ситуацией в Крыму, в частности, с репрессиями и преследованием крымских татар и украинцев на полуострове.
У остатков Берлинской стены каждый думал о своем - слишком много ассоциаций и эмоций вызывает этот памятник совсем недавнего прошлого...
В 1961 году за два дня была протянута колючая проволока, разделившая не только страну, но и семьи простых людей. Комплекс включал в себя бетонную стену высотой около трех с половиной метров и длиной более ста километров, шестьдесят шесть километров металлической сетки, более ста двадцати километров сигнального электрического ограждения и сто пять километров рвов. Конструкция была оборудована противотанковыми укреплениями, пограничными постройками, в том числе и тремя сотнями вышек, а также контрольно-следовой полосой, песок которой постоянно разравнивался.
По данным правительства ГДР, при попытке пересечь Берлинскую стену погибло 125 человек, по другим оценкам, численность жертв в пять раз выше. За попытку побега из ГДР было приговорено 75 тысяч человек.
Берлинская стена - страшный символ «холодной войны», разделенной нации, трагедии целого народа. Тысячи сломанных судеб и погибших от рук тоталитарного режима людей - та общая история, которая сближает Европу, Украину, Крым.
Это то прошлое, которое напоминает о себе ежедневно - звучит как предупреждение о бдительности, о том, что свобода и демократия - абсолютные ценности человечества.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки