Почему врут на войне и что следует понимать журналистам
По мотивам одного разговора с инопланетянином. Нет, вы его не знаете, не пробуйте угадывать, этот персонаж не очень на слуху.
Дорогие товарищи коллеги, сотрудники различных медиа.
Иногда вы приезжаете в зону АТО. Молодцы.
Иногда вы наблюдаете, что что-то, что говорит пресс-офицер или, чаще, офицер подразделения, к которому вы приехали, выглядит неправдоподобно. Ориентир передвинут, попросят что-то не снимать или снять что-то не то, назовут явно завышенную численность подразделения и т. д.
Почему они так делают, возмущаетесь вы? Мы тут работаем, а нам нагло врут.
Ага.
Делают они это, друзья, потому, что у них есть приоритет. Этот приоритет – жизнь вверенных им людей.
Война – это такое омерзительное состояние, когда приходится делать некрасивые вещи. Например, человечество договорилось, что убивать людей очень нехорошо. А на войне делают именно это: убивают людей. На фоне этого тот факт, что на войне врут, поверьте, почти мелочь.
Врут на войне не из любви к искусству, а для того, чтобы противник убил меньше твоих людей. Поэтому Сун Цзы и сказал, что война – путь обмана.
Поскольку, как я упомянул выше, приоритет командира – жизни вверенных ему людей, он, если это понадобится (а бывают случаи, когда надобится) скажет вам неправду. И будет прав. И будет молодец.
На самом деле вы не знаете, почему он вам врет. Может быть, потому что вот такой он. А может быть, просто напортачил и задницу прикрывает. Но вы не можете исключать, что из необходимости. Более того, как человек, который войну видел, так сказать, с обеих сторон объектива, я могу поделиться впечатлением: очень часто то, что выглядит блажью, на самом деле необходимость.
Так вот, вам может захотеться поступить с ним так, как вы поступили бы с чиновником. Поймать его на лжи. Вскрыть, так сказать, весь замысел. Выполнить профессиональный долг. Отснять все, что снимается, посчитать реальную численность, вот это все.
Вы это все можете сделать. Но учтите несколько моментов:
– в этот момент вы становитесь соучастником попытки убийства всех тех ребят, которым вот сейчас улыбаетесь; возможно, удачной;
– поймав вас на этом, вас вынесут на пинках за пределы досягаемости и больше туда не пустят. Здесь не надо обижаться. Они делают свою работу, вот так же, как вы, по вашему мнению, сделали свою.
Если же вы не считаете, что ваши принципы стоит дороже чужих жизней и не готовы к мысли, что вы подставляете своих солдат под вражеский удар, смиритесь с тем, что:
– это война, здесь не только убивают, но и искажают данные;
– для офицера в приоритете жизнь солдат, а не корректность вашего репортажа.
Дальше сами решайте, поддержите ли вы сказанное им, просто сославшись на него, или просто промолчите.
И да. Если кому-то кажется, что самоцензура приближает нас к России, вынужден заметить, что проигрыш в войне приблизит нас к ней намного быстрее и буквальнее.
Ну, тех, кто выживет, конечно.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки