MENU

Bloomberg: США-Россия: дипломатия в стиле хэви-метал

3387 0

Нынешнее противостояние между Россией и США представляется чем-то более серьезным, чем холодная война, а причина тому – отсутствие общего языка между элитами двух мировых держав.

В прежние дни американские и советские дипломаты были способны к прагматичному общению, даже при существенных различиях в риторике их лидеров. Генри Киссинджер называл своего давнего коллегу министра иностранных дел СССР Андрея Громыко "противником, коллегой и другом в одном лице".

"Мы пытались предотвратить возникновение ситуации, когда советским руководителям приходилось принимать решения внезапно, – вспоминал Киссинджер. – Мы пытались сказать им заранее, что мы думали и почему. Тогда я часто говорил Громыко: "Я еще не знаю, что мы предложим, но я скажу, что мы думаем". Спустя некоторое время Громыко развил такое же отношение".

Читайте также: Не стоит преувеличивать умственные способности россиян – диссидент Буковский о возможном вмешательстве хакеров из РФ в каталонский референдум

Сегодня такое общение невозможно. Встреча с россиянами токсична и потенциально может стать концом успешной карьеры, поэтому контакт минимизирован и формализован. Неприятные сюрпризы, которых Киссинджер и Громыко пытались избежать, теперь стали нормой. Подобно тому, как в Москве пытаются понять политические намерения по твитам Дональда Трампа, правительство США пытается соединить российскую стратегию с публичными заявлениями Владимира Путина и его союзников. Диалог умер.

Взять хотя бы отношения между специальным представителем США по Украине Куртом Волкером и советником Путина по вопросам урегулирования конфликта на востоке Украины Владиславом Сурковым. Вот как один из украинских политиков передал слова Волкера о Суркове (информация, скорее всего, достоверная, поскольку нечто подобное писал в Twitter и сам Волкер):

"Когда мы первый раз встретились с Владиславом Сурковым, он выразил обеспокоенность положением русскоговорящего населения Украины. На что я ответил, что сам был в разных частях Украины, в том числе в восточной, и могу сказать, что русскоговорящему населению плохо только там, где есть российские войска. Так может, мы просто выведем их оттуда? Это решит все проблемы и снимет вашу обеспокоенность".

Такого рода риторика не похожа ни на переговоры, ни даже на диалог – не потому, что Волкер ошибается, а ввиду бессмысленности адресованных Суркову за закрытыми дверями слов о выводе российских войск из восточной Украины, учитывая отрицание Россией их отправки туда, или слов о выводе войск из Крыма, который Москва не признает частью Украины.

Вскоре после этого Сурков опубликовал статью, которую можно считать его ответом. Она резко контрастирует с его предыдущими публикациями, в которых разъясняются или предвосхищаются различные политические меры, включая взятый Кремлем в 2006 году курс на так называемую "суверенную демократию". "Кризис лицемерия. Я слышу, поет Америка", – цитирует он агрессивные тексты хэви-метал группы "Five Finger Death Punch» и критикует то, что называет "западным лицемерием". Вот несколько отрывков из этой статьи:

Читайте также: После унижения от Трампа Путин получил в спину от Эрдогана – блогер

"В общем, лицемерие отвратительно, эффективно и неизбежно. Но двуличные дискурсы, языки, на которых лгут, метафоры лицемерия периодически устаревают. От частого повторения маскировочные фразы обесцениваются, несоответствия и нестыковки начинают выпирать. На сохранение статус-кво расходуется все больше (и всё с меньшей отдачей) оговорок, оправданий, объяснений, длиннот и пауз. Система достигает предела сложности, сложность превращается в пугающую путаницу".

Сбивает с толку, но ведь так и задумано. Настоящее послание заключается в чистых эмоциях и скрывающемся за словоблудием гневе. Сурков сигнализирует о бессмысленности диалога с западными коллегами, поскольку они только и делают, что бросаются в него удобными формулами.

Скорее всего, представители западного мира чувствуют себя так же, когда разговаривают с русскими. Заботы Суркова о русскоязычных  украинцах – не что иное, как лицемерная формула. Когда эти конкурирующие дискурсы сталкиваются, прогресс невозможен.

Федор Лукьянов, один из самых ярких московских комментаторов внешней политики, недавно предложил теорию о том, почему Россия и Запад застревают в этой полемике. Обе страны исходят из рамок, созданных к концу холодной войны, причем Запад как верный, самодовольный победитель и Россия как больной, реваншистский неудачник. Лукьянов писал:

"Общее и для Москвы, и для западных столиц обстоятельство состоит в следующем: ссылаться на то, что происходило в конце 1980-х — начале 1990-х гг., для легитимации собственных действий (неважно, идет ли речь об удержании возникшей тогда расстановки сил или о стремлении ее изменить), не имеет смысла. Это больше не служит действенным аргументом. Нужны доводы совсем нового качества".

Читайте также: Условно жив, или Похороны Путина

Лукьянов считает, что Россия пытается манипулировать дискурсом при помощи технологии "пост-правды", потому что ей не хватает идей, а Запад боится этой манипуляции, потому что не хочет терять свою монополию на правду. Вероятно, это точный диагноз интеллектуального кризиса, который перетекает в политическое и дипломатическое взаимодействие. Стороны сражаются за то, чтобы преуспеть в этом, а не решать реальные проблемы, которые стоят как денег, так и жизней.

Им не хватает волевой практичности Киссинджера и Громыко, которые старались избегать ловушек типа "я прав – ты виноват" и сосредоточиться на нюансах предотвращения тотальной войны. Старые добрые политические сделки могли бы несколько разрядить обстановку, ведь мы не хотим, чтобы напряженные отношения с непредсказуемыми последствиями вошли в привычку.

Оригинал на Bloomberg

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини