"Сплошные страдания и слезы. Сплошные жертвы". Немного про украинскую литературу
Снова-здорово, возвращаюсь к очернению классики XIX века, на этот раз украинской. Обнаружила у ребенка на столе книговину «Духовні криниці. Хрестоматія з української літератури».
Зацепило дурное название. Ну ладно, это субъективное, я не люблю высокопарности. И потом, что это за дичь такая – «Духовные колодцы»? Ладно бы, «джерела». Нет, вы только попробуйте вообразить «духовный колодец», это же фильм ужасов какой-то…
Читайте также: Тем, кто навзрыд рыдает над судьбой украинской книги
…Ладно, отвлеклась. Сначала о хорошем. Итак, открыла я оглавление – и в целом порадовалась. Нечуй-Левицкий, Кропивницкий, Карпенко-Карый очень свежо и современно читаются и сейчас. «Кайдашеву сім’ю» я перечитываю регулярно с большим удовольствием.
Панас Мирний – это вообще глыба. Я как раз недавно наткнулась на его «Хіба ревуть воли…», который мне и в школе очень нравился, и скажу, что этот блестящий роман дает больше представлений об украинской истории и ментальности, чем целый курс истории вкупе с культурологией. И вдобавок, там сюжет очень увлекательный.
Но… со школьных же времен помню одно стихотворение, которое ненавидела еще тогда. Павло Грабовський, «Швачка».
Оно короткое, приведу целиком.
«Рученьки терпнуть, злипаються віченьки.
Боже, чи довго тягти?
З раннього ранку до пізньої ніченьки
Голкою денно верти.
Кров висисає оте остогиджене,
Прокляте нишком шиття,
Що паненя вередливе, зманіжене,
Вишвирне геть на сміття.
Де воно знатиме, що то за доленька —
Відшук черствого шматка,
Як за роботою вільна неволенька
Груди ураз дотика.
У нас в классе были две актрисы погорелого театра, мечтавшие о сценической карьере. Помню, на уроке между ними устроили нечто вроде соревнования – кто лучше прочтет эту «Швачку», и они принялись завывать и заламывать руки, а мне хотелось залезть под парту от стыда. Видимо, поэтому именно проклятая «Швачка» влезла в голову накрепко, и для себя я анализировала это стихотворение. Итак, попросту: тетка работает швеей.
Творческая профессия, можно сказать, но она недовольна, сидит и «нишком» бухтит и проклинает все на свете, а в первую очередь – свою работу. Да и работа у нее выходит – говно.
А с чего бы «вередливе паненя» выбрасывало это все на мусорник? Фигня потому что, а не «высокое шитье». В общем , скрючилось такое унылое чмо, ковыряет иголкой и жалуется, что жизнь не задалась.
«И это преподают в профтехучилище!» - заявил мне сын и заржал. «Ну да, - говорю я, - отличный пример. Учись. Говори, что на кухне ты как на каторге, стряпай отраву, которую твои клиенты выкинут в мусорное ведро».
Я вцепилась в эту несчастную «Швачку» еще и потому, что она очень ярко показывает, как «передовые интеллигенты» от литературы в XIX веке описывали «страдания простых тружеников». В украинской литературе эта тенденция как-то особенно дебильно выглядит. Сплошные страдания и слезы. Сплошные жертвы. Сплошной мазохистский надрыв.
Читайте также: Радить Андрухович: 5 авторів, яких треба читати
Объективно – очень мало в литературе XIXвека таких героев, как Чіпка у Панаса Мирного, который, когда жизнь прижала, не лил слезы, а взял оружие в руки, и… Ну, махновщина подвела его, но это не жалкий страдалец.
Между тем, если мы хотим воспитать нацию победителей, все эти народнические стенания, я считаю, надо выкинуть из хрестоматий на помойку.
При всем уважении к судьбе храброго революционера Грабовского. Пускай его литературоведы изучают, а детям незачем.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки