Atlantic Council: Порошенко продолжает играть в игры, чтобы избежать создания антикоррупционного суда
Каждый, кто заявляет о провале реформ в Украине, игнорирует факт существования расследований, которые Национальное антикоррупционное бюро Украины могло бы довести до конца. НАБУ – первое государственное агентство Украины, которое действительно старается положить конец безнаказанности коррумпированных высокопоставленных чиновников. НАБУ продолжает расследовать преступления и арестовывать высокопоставленных должностных лиц, которые ранее считались неприкосновенными.
Однако НАБУ сталкивается с одним огромным препятствием: это безнадежно коррумпированная судебная система Украины. В исследовании, проведенном Центром противодействия коррупции и гражданской организацией Реанимационный пакет реформ, было установлено, что судьи используют самые разнообразные методы – от отказа в ордерах на обыск до сохранения официальных должностей для людей, подозреваемых следователями НАБУ, для препятствованию расследованиям.
Результаты ясны: несмотря на то, что с 2015 года в суд было направлено сотни дел, НАБУ не смогло добиться каких-либо серьезных побед.
Создание действительно независимого антикоррупционного суда, который будет рассматривать дела НАБУ и, наконец, даст украинцам шанс привлечь к ответственности своих коррумпированных политиков, является последним шагом. Законопроект, создающий суд по борьбе с коррупцией, проходит слушания в Раде, а представитель Центра противодействия коррупции адвокат Анастасия Красносильская заявляет, что окончательное голосование по законопроекту состоится 5 июня или позже.
Однако успех или неудача работы антикоррупционного суда в конечном итоге зависит от того, как будут отобраны судьи. Представители международного сообщества, как минимум, должны иметь право налагать вето в случае назначения не вызывающих доверия судей.
К сожалению, команда президента Петра Порошенко продолжает попытки саботировать процесс. В поданном законопроекте предусматривается, что состоящая из 16ти высококвалифицированных членов комиссия, контролируемая президентом, будет принимать окончательное решение по отбору судей, а Совет международных экспертов из семи членов может наложить вето на не устраивающие их кандидатуры. Между тем, закон также позволяет проводить совместную сессию двух этих групп из двадцати трех членов, и отменять вето международных экспертов. И это все усложняет.
Зарубежные партнеры Украины хотят, чтобы в законе было прописано условие наличия как минимум двадцати голосов для отмены вето. Поскольку международные эксперты будут иметь семь из двадцати трех голосов, то легко смогут предотвратить снятие вето. Однако команда Порошенко хочет, чтобы по закону требовалось только шестнадцать голосов для отмены вето, а это означает, что в случае согласия всех членов Высшей квалификационной комиссии, они могут отменить вето международных экспертов.
Красносильская выражает умеренный оптимизм, указывая, что партия "Батькивщина" Юлии Тимошенко, большая часть "Народного фронта", "Самопомич" и даже часть блока Порошенко хотят принятия закона, который дает международным экспертам сильное блокирующее меньшинство. "Они ощущают сильное общественное давление и не видят возможности игнорировать его, – утверждает Красносильская, – Именно Порошенко и его близкие союзники хотят помешать созданию действительно независимого антикоррупционного суда".
Однако у западных партнеров Украины еще есть причины не испытывать особого беспокойства. Красносильская отмечает, что, хотя в рассматриваемом законопроекте излагается структура антикоррупционного суда, этого не достаточно для его официального создания. "На самом деле необходим ещё один законопроект от Порошенко для создания суда и согласно Конституции, прежде чем быть представленным Раде, документ должен быть рассмотрен Высшим советом юстиции. Порошенко может попытаться отложить этот второй законопроект на осень, таким образом, продолжая затягивать процесс", – сказала она.
Кроме того, можно утверждать, что единственный способ обеспечить независимую работу антикоррупционного суда – позволить международным экспертам принимать непосредственное участие в наборе судей, и даже, возможно, предложить им большинство мест в отборочной комиссии. В противном случае Высшая квалификационная комиссия может просто назначить одного неквалифицированного судью за другим, и в то время как международные эксперты каждый раз будут налагать вето на кандидатуру, что заведёт процесс в тупик и ещё больше застопорит создание суда.
Нет никаких сомнений, что совместная работа НАБУ и действительно независимого антикоррупционного суда будет означать изменение расстановки сил в борьбе Украины с коррупцией. Крайне важно, чтобы западные партнеры Украины обеспечили осуществление этого.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Atlantic Council
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки