MENU

Дефолт отложен до 2019 года, но долговые проблемы не решены

2813 0

Судя по всему, премьер-министр Гройсман выбрал такую стратегию: продолжать ждать, ничего не меняя в экономической политике. Это ошибочная и крайне опасная стратегия, на что все настойчивее указывает наш самый крупный кредитор – Международный валютный фонд.

В то же время западные партнеры недоумевают: дескать, почему европейская Украина, имея такой огромный ресурсный потенциал, не может даже приблизиться к уровню роста мировой экономики (в 2017 году рост мирового ВВП, по оценкам МВФ, составил 3,7%, а у нас – 2,1%).

А вот, например, в Китае темпы роста ВВП за прошлый (2017) год составили 6,9%, доходы населения выросли на 7,3%. В 2018 году потребительский рынок КНР снова ожидают прекрасные перспективы, так как потребление превысит 60% в их движущей силе экономического роста.

Читайте также: Грозит ли Украине дефолт?

Китайцы уже заняли первое место в мире по численности среднего класса, который превысил 400 млн человек, что и далее создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка. Ко всему этому количество китайских туристов, выезжающих за границу, также растет, что способствует экономическому росту всех стран мира, включая Украину.

А у нас куда ни глянь везде становится хуже, зато политическая "верхушка" все подобрала под себя: финансы, природные ресурсы, контроль над госбюджетом и СМИ. И что получили? В своих архивах недавно наткнулся на глянцевый листок четырехлетней давности с инфографикой и сухим перечнем "железобетонных" формулировок из президентской "Стратегии-2020" (62 реформы и 2 нацпрограммы).

Что сделано и, самое главное, каких добились результатов? Задумался, и стало грустно. Нам до конца 2018 года надо выплатить кредиторам 12,5 млрд долл., в 2019 году платежи по обязательствам госдолга составят 12,1 млрд долл., а в 2020 году – 10,2 млрд долл.

Итого: с 2018 по 2045 год Киеву предстоит выплатить 117,4 млрд долл. Огромные сухие беспристрастные цифры. И это официальная статистика. Месяц назад, 14 мая, в Министерстве финансов заявили, что в 2018 году мы должны вернуть кредиторам 325,53 млрд грн, соответственно нам предстоит погасить 227,89 млрд грн внутреннего долга (из которого 77,78 млрд грн – траты на его обслуживание) и 97,65 млрд грн внешнего (из которых 43,33 млрд грн – расходы на его обслуживание).

Да, ситуация уже перезрела. Уверен, в МВФ понимают, что эти кредиты не будут возвращены, так как рост украинской экономики составляет менее 2% в год, а соотношение всего долга и ВВП уже превысило 100%. Вот и 13 июня Европарламент одобрил выделение Украине 1 млрд евро, однако теперь нам необходимо будет выполнить ряд требований для получения транша от Брюсселя, в том числе снять мораторий на экспорт леса-кругляка.

И лишь в случае выполнения этих требований финпомощь Украине от ЕС поступит двумя траншами по 500 млн евро в течение следующих 30 месяцев.

При этом наши люди терпеливо ждут, когда же в Украине появится разумная экономическая политика, которая сможет реализовать огромный национальный потенциал. Дождутся ли? До выборов в 2019 году, безусловно, не дождутся. Ну а перед выборами ключевой вопрос: кто будет распределять оставшееся в сильно оскудевших закромах?

И на фоне этой деградации экономики можно долго перечислять предпринимателей, ставших политиками, которые за последние годы либо полностью потеряли свой бизнес, либо каким-то невероятным способом в десятки и даже в сотни раз увеличили свои состояния. Фамилии большинства известны, они довольно часто мелькают в новостных лентах. Об этом уже вслух начали говорить наши западные партнеры, настаивая на скорейшем запуске Высшего антикоррупционного суда.

Увы, но теперь на украинском рынке, как и во всей нашей политике, правил приличия не осталось. Удар по бизнесу неожиданно и молниеносно, как выстрел в спину, может обрушиться в самый неподходящий момент, да еще и зацепить родственников с партнерами.

Такое ощущение, что на наш рынок все чаще ненадолго заходят предприниматели явно не для того, чтобы его развивать. Особенно когда "игра" идет на большие деньги, тогда вообще никто не запаривается вопросами этики и морали. И в этих условиях идет огромная инфляция издержек. Как с этим бороться, особенно в положении, когда кредитный источник МВФ для нас иссяк?

Плюс, как сообщил директор департамента финансовой стабильности НБУ Виталий Ваврищук на пресс-конференции, посвященной отчету по финстабильности, "на сегодня внешний долг банковского сектора приблизился к отметке в 6 млрд долл.".

Сразу хочу заметить, что это не злопыхательство и не ядовитые рассуждения насчет нашей дороги к дефолту. В самой тяжелой ситуации можно найти сильное и верное решение. И в мире такие примеры есть. В частности, нам следовало бы учесть опыт Аргентины, которая в 2005 году, объявив дефолт, сумела реструктуризировать свой госдолг со значительным дисконтом – вплоть до 80%.

Это действительно достойный пример борьбы за каждый аргентинский песо. Также замечу, что в 1947 году и Великобритания объявляла дефолт, а в 1971 году – Соединенные Штаты (так называемый "Никсоновский шок").

Кстати, в 2006 году аналитики ФРС США провели исследование и пришли к выводу, что дефолты суверенных государств – это не есть какое-то исключение, это даже, скорее, правило.

Читайте также: Из Украины было нелегально выведено капитала в 5 раз больше, чем получено кредитов от МВФ – эксперт. ВИДЕО

Поэтому Кабмину Владимира Гройсмана надо не ждать, а срочно делать выбор: или удерживать, не запуская на полную мощность украинскую экономику, и тогда она свалится под откос, или, не имея ресурсных ограничений для производственно-промышленного потенциала, в десятки раз увеличить экономическую активность. К тому же при такой высокой безработице у нас сейчас неограниченный рынок труда. Словом, стоит вопрос принципиального политического выбора.

Прежде всего это динамическое наверстывание в тех отраслях, где мы еще не очень сильно отстали от развитых стран. Во-вторых, надо остановить наши интеллектуальные потери, а именно тех людей, которые, не найдя работы здесь, трудятся за рубежом и реализуют там современные украинские технологии.

В-третьих, это модернизация наших производств на основе нового технологического уклада. Сочетание этих стратегий могло бы дать Украине рост ВВП до 7-8% в год. В то же время придется очень напрячься и согласиться с тем, что несколько следующих лет мы благополучно не будем жить. Это и понятно, чудес не бывает.

И наконец вопрос даже не в благополучии. Вопрос в том, какой выбор сделает Кабмин и Верховная Рада? Как я уже отмечал, сейчас Владимир Гройсман на распутье.

Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram

Александр ГОНЧАРОВ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини