Bloomberg: Смерть, алмазы и африканский проект России
Убийство трех российских журналистов, произошедшее на прошлой неделе в отдаленном районе Центральноафриканской Республики, беднейшей страны мира по данным Всемирного банка, поставило в фокус всеобщего внимания то, что выглядит как большая игра Кремля за влияние и ресурсы в Африке. Там, где Китай, пытаясь закрепиться, потратил десятилетия и миллиарды долларов, Россия демонстрирует свою грубую силу и страсть к риску. И она уже делает успехи.
В ЦАР журналисты Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко работали над фильмом-расследованием о частной военной компании "Вагнер". Это секретный российский подрядчик, связанный, как сообщают СМИ, с Евгением Пригожиным, питерским предпринимателем в сфере общественного питания, близким к президенту России Владимиру Путину. "Вагнер" предоставляет наемников для войны на востоке Украины и в Сирии, и, вероятно, также присутствует в Центральноафриканской Республике и соседнем Судане.
Читайте также: Что русские делают в Африке?
Еще в марте российский МИД сообщил, что Москва сотрудничает с правительством президента ЦАР Фаустином-Арреей Туадера в проектах по разведыванию природных ресурсов страны на концессионной основе. В то же время, по заявлению министерства, Россия направила туда оружие, пять военных и 170 гражданских инструкторов для обучения вооруженных сил страны.
ЦАР, африканское государство, где живут враждующие между собой христианские и мусульманские группы, находится под действием эмбарго на поставки оружия, введенного ООН, однако Россия получила официальное разрешение, утверждая, что оружие – 5200 автоматов Калашникова и меньшее количество пистолетов, гранатометов и другого оборудования – предназначены для режима, который ООН поддерживает.
Однако концессионная деятельность по добыче полезных ископаемых и работа "гражданских инструкторов", как представляется, связаны более тесно, чем притворяется МИД. Парижская исследовательская группа "Africa Intelligence" в июле сообщила, что правительство ЦАР начало добывать алмазы на участке аллювиальных грунтов вблизи столицы Банги при содействии компании Lobaye Invest. Эта компания, по данным Africa Intelligence, является дочерней структурой Санкт-Петербургской фирмы M Invest, учрежденной Пригожиным. Как сообщает "Africa Intelligence", боевики "Вагнера" доставили горное оборудование на место в бронированных грузовиках. В то же время российские советники президента Туадера помогают ему вести переговоры о перемирии с различными группами, которые раньше были частью мусульманского повстанческого движения Селека.
Такую же бизнес-модель, как сообщается, "Вагнер" использовал в Сирии, предоставляя частные войска режиму президента Башара Асада, а взамен получая долю доходов с нефтяных скважин и нефтеперерабатывающих заводов, которые российские наемники защищают от сил оппонентов правительства. В феврале боевики "Вагнера" пошли на столкновение с войсками США, пытаясь захватить нефтеперерабатывающий завод, но понесли большие потери.
Подобно сирийской нефти, центральноафриканские алмазы – это товар, который обычный бизнес не может прибрать к рукам. В 1960-х страна ежегодно экспортировала алмазы в объеме полмиллиона карат, что сегодня сделало бы ее седьмым в мире производителем. В отличие от Демократической Республики Конго, которая специализируется на промышленных алмазах, в ЦАР алмазы в основном ювелирного качества, но огромный экономический потенциал отрасли подорвали гражданская война и жадность властей. Множество алмазов по-прежнему незаконно вывозятся из страны, действует частичный запрет на экспорт алмазов.
Читайте также: Война ФСБ и ГРУ на информационном, и не только, плацдарме
Другой крупнейший ресурс страны – золото, и трое российских репортеров погибли, пытаясь доехать до золотого прииска – по всей видимости, чтобы проверить, есть ли там русские. Обстоятельства их смерти все еще неясны: оставшийся в живых водитель автомобиля продолжает менять свои показания.
Официальная Москва поспешила снять с себя какую бы то ни было ответственность за смерть журналистов. Как заявила пресс-секретарь МИД Мария Захарова, они проигнорировали официальные каналы. Захарова указала на то, что присутствие в ЦАР российских "гражданских инструкторов" не было тайной. Однако это, возможно, лицемерие. В региональных СМИ появлялись сообщения о том, что в ЦАР россиян больше тех 170, о которых упоминал МИД. И Россия не признавала связи между "инструкторами" и концессиями на добычу минеральных ресурсов.
Благодаря этим концессиям Россия получает возможность претендовать на ресурсы, которые давно интересуют Китай, присутствующий в стране с 2007 года, когда китайская нефтяная компания начала бурить там нефтяные скважины. Китаю пока везет меньше, чем России, хотя он списал долг ЦАР на миллиарды долларов и запустил программу по обучению госчиновников. Нефтяной проект застопорился в 2017 году, и недавно Китаю не удалось получить разрешение на поставку оружия, подобное тому, что получила Россия
Читайте также: The Washington Post: Российские кинематографисты, убитые в Африке, расследовали деятельность наемников, близких к Кремлю
Путинская Россия стремится восстановить влияние, которым в свое время обладал Советский союз во многих развивающихся странах, и ее деятельность в Африке не ограничивается ЦАР. Стоит ожидать сообщений о российских концессиях в других странах, таких как Судан, Чад, Руанда и Габон. Бизнес-модель "Вагнера" хорошо подходит для региона, где силовое присутствие может быть необходимым условием успешного бизнеса – и можно оказаться убитым, поинтересовавшись, как ведется этот бизнес.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Bloomberg
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки