Россия ищет предлог для обвинения Японии в попытке пересмотра итогов Второй мировой войны
Людей, продвигающих в массы заведомо абсурдные и лживые идеи, принято относить к одной из двух больших категорий – бескорыстных идиотов и циничных негодяев. Стоит, впрочем, заметить, что "бескорыстие" идиотов нередко сулит им разные бонусы, а цинизм негодяев легко оправдывается производственной необходимостью.
Когда пару дней назад министр иностранных дел России и слабая на передок хабалка из бульварной газеты наперебой рассказывали друг другу о "нацистской и неонацистской" сущности "украинского режима", выглядело это запредельно отвратительно.
Исполнявший роль "циничного негодяя" министр нес дикую околесицу о том, что Россия состоит в отношениях с "украинским государством", существующим отдельно от "украинского режима", который оказался у власти "благодаря предательству Западом всех норм международного права". Игравшая "бескорыстную идиотку" хабалка никак не могла взять в толк, что ей втирал министр, и капризно требовала поскорее начать войну с Украиной, а других врагов, вроде Грузии, задушить экономической блокадой.
Читайте также: Кунадзе: Шансов избежать передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан у России нет
Этот пустейший трёп так мало походил на интервью главного дипломата страны, что я, признаться, заскучал: изучать было нечего. Но тут хабалка добралась до проблемы мирного договора с Японией. И произошло чудо: сменив тему, министр неожиданно ожил и вполне профессионально изложил позицию России. Основные положения этой позиции я приведу по пунктам, снабдив своими комментариями.
Лавров: Россия как единственное государство-продолжатель СССР взяла на себя все его обязательства, в том числе по Совместной советско-японской декларации 1956 года. На основе этой декларации Россия готова заключить с Японией мирный договор, передав ей острова Хабомаи и Шикотан.
Мой комментарий: Всё вроде бы верно, но, как говорится, следите за руками.
Лавров: В Совместной декларации 1956 года передача этих островов Японии предусмотрена не "в порядке возврата", а как "жест доброй воли". Президент России не раз разъяснял, что это положение Совместной декларации не является "обязательством прямого действия", а потому для его выполнения России и Японии потребуется обсудить: как, когда, кому и в каком качестве передать указанные острова.
Мой комментарий:
– как передать территорию от России к Японии иначе, чем передав ее от России к Японии, совершенно непонятно;
– когда должна состояться передача Хабомаи и Шикотана, в полной мере действительно не определено. В Совместной декларации указано только, что это произойдет после подписания мирного договора. Логично предположить, что сторонам пришлось бы согласовать технические условия, конкретные сроки и график передачи островов;
– кому передать острова, которые подлежат передаче Японии, понятно, наверное, всем, кроме президента России;
– в каком качестве передать острова – вопрос лукавый. Президент России не раз давал понять, что, в его понимании, физическая передача островов Японии не обязательно предполагает юридическую передачу ей суверенных прав на них. На первый взгляд, чистая казуистика. На второй, третий и т.д. – тоже. Зачем она нужна? А вот зачем.
Лавров: В 1960 году Япония заключила с США Договор безопасности, в соответствии с которым американцы могут ставить свои базы где угодно на японской территории. И СССР на эту угрозу своей безопасности отреагировал.
Мой комментарий: Неуклюжая попытка вернуться к пресловутым советским меморандумам 1960 года, содержавшим отказ от передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан до вывода американских военных баз с территории Японии. Логики в таком пересмотре положений Совместной декларации 1956 года не было, поскольку в момент ее подписания между Японией и США уже действовал Договор безопасности в редакции 1951 года. Таким образом, подписание в 1960 году Договора безопасности в новой редакции не стало "новым обстоятельством", позволявшим СССР отказаться от выполнения своих обязательств по Совместной декларации 1956 года. Советские меморандумы Японии 1960 года были абсолютно противоправны. С момента распада СССР о них никогда не упоминалось. В этом смысле позиция России по вопросу о мирном договоре с Японией существенно ужесточилась. Фактически японцам дали понять, что острова Хабомаи и Шикотан им передадут только в обмен на обязательство исключить эти острова из сферы действия Договора безопасности, что крайне сложно, а скорее всего, невозможно.
Лавров: Кстати, Япония сама вышла из Совместной декларации 1956 года.
Мой комментарий: Министр соврал. Не было такого никогда. Да и как можно выйти из Совместной декларации, являющейся единственной правовой основой для дипломатических отношений двух стран?
Читайте также: Японія та Росія. Підписати мирний договір без вирішення проблеми Південних Курил не вийде
Лавров: Самое главное, когда мы говорим: на основе Совместной декларации 1956 года, это означает абсолютно безусловное признание Японией итогов Второй мировой войны. Пока наши японские коллеги всячески дают понять, что это невозможно. Признание итогов Второй мировой войны – неотъемлемый первый шаг в любых юридических переговорах.
Мой комментарий: Это мастерская, хотя и аморальная, дипломатическая находка. На первый взгляд, признание итогов Второй мировой войны – вещь совершенно естественная. Но признать их не путем подписания мирного договора, а в качестве "платы" за начало переговоров о подписании мирного договора – чистейший юридический абсурд.
Проблема, однако, в том, что даже осторожная попытка Японии разъяснить России эту азбучную истину может привести к срыву еще даже не начавшихся переговоров. А уж России даст замечательный предлог для обвинения Японии в попытке пересмотра итогов Второй мировой войны.
Одним словом, выработка позиции по вопросу о признании итогов Второй мировой войны в отношении России становится едва ли не главным вызовом для японской дипломатии.
Кто его знает, возможно, японцам в конце концов удастся, выпутавшись из всех ловушек, расставленных Россией, заключить с ней мирный договор на основе получения островов Хабомаи и Шикотан и отказа от островов Кунашир и Итуруп. Мне такая перспектива кажется крайне маловероятной, но чем чёрт не шутит, когда бог спит. А он ведь спит. По крайней мере, в России.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Георгий КУНАДЗЕ, российский дипломат
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки