Аtlantic Сouncil: Отмывание денег, к которому причастны российские граждане, и влияние этого на ЕС
Стенограмма заседания Комитета Европарламента TAXE 3 – специальной комиссии по расследованию налогового мошенничества и уклонений от уплаты налогов.
Выступление Андерса Ослунда, адъюнкт-профессора Джорджтаунского университета (США), старшего научного сотрудника аналитического центра Аtlantic Сouncil США).
Господин Председатель, я хотел бы поблагодарить вас за возможность выступить и высказаться на важную тему. На мой взгляд, отмывание российских денег в Европейском Союзе представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности для всех стран-членов ЕС. Мы должны понять это и принять меры против этого проклятия. Лучшее лекарство – далеко идущая финансовая прозрачность. К счастью, ЕС предпринял правильные шаги, приняв Пятую Директиву ЕС по борьбе с отмыванием денег в июне 2018 года. Ее ключевое положение требует от всех государств-членов «обеспечить, чтобы информация о «бенефициарном праве» всех юридических лиц была доступна компетентным органам и «любому представителю общественности». Очень важно, чтобы эта директива была полностью выполнена.
Моя отправная точка – природа нынешнего российского режима. При президенте Владимире Путине Россия превратилась не только в авторитарное государство, но и в авторитарную клептократию. Режим Путина сводится к слиянию служб безопасности с организованной преступности. В моей готовящейся к изданию книге «Российский клановый капитализм: путь от рыночной экономики к клептократии» (издательство Йельского университета, май 2019 года) я представляю путинский режим как четыре круга власти. Три из них являются внутренними: государство, принадлежащие государству компании, и его приспешники, которые получают деньги от государства и его предприятий. Все государственные органы контролируются людьми, полностью лояльными к Путину. Все персоны из Санкт-Петербурга и много лет работали с Путиным, но не все из КГБ. Близость и преданность Путину важнее, чем принадлежность к КГБ. Но четвертый круг – это англо-американские офшоры, где Путин и его друзья хранят свои избыточные средства.
С 2004 года Путин и его самые близкие друзья изымают 10–15 миллиардов долларов в год только из «Газпрома» для своей личной выгоды. Они также используют государственные агентства и другие государственные корпорации для своего личного обогащения. В общей сложности они, вероятно, изымают 15-25 миллиардов долларов в год из российских государственных компаний. Основные друзья Путина – это Геннадий Тимченко, Аркадий Ротенберг, его брат Борис Ротенберг, и Юрий Ковальчук, все его давние друзья из Санкт-Петербурга. Все эти четыре человека внесены в санкционный список США, но ЕС подвергло санкциям только Аркадия Ротенберга и Юрия Ковальчука, потому что Геннадий Тимченко и Борис Ротенберг являются гражданами Финляндии. Сам Путин накопил значительное состояние, по меньшей мере, в полмиллиарда долларов США, богатства накопили также его четыре друга детства (сноска 1) и как минимум пять близких родственников (сноска 2).
Читайте также: Россия – идеальный партнер для всей мировой наркоторговли
Некоторые крупные российские бизнесмены решили очень тесно сотрудничать с Кремлем и предоставлять Кремлю множество услуг. Наиболее очевидными примерами являются Роман Абрамович, Олег Дерипаска, Алишер Усманов и Сулейман Керимов. Из этих четырех главных кремлевских олигархов только Дерипаска и Керимов подверглись санкциям Соединенных Штатов, ЕС не наложил ограничений ни на кого из них.
В апреле 2016 года были опубликованы Панамские документы. Выяснилось, что общеизвестный друг детства Путина, виолончелист Сергей Ролдугин, получил от российских олигархов и российского государства более 2 миллиардов долларов в виде оффшорных активов, очевидно, предназначенных для Путина. Большая часть этих средств поступила от манипуляций с акциями и контрактами российских государственных компаний. Другим источником были «пожертвования» или, иными словами, вымогательство в отношении крупных частных российских бизнесменов, например, 259 миллионов долларов поступили от Керимова. Третьим источником были банковские кредиты. Дочерняя компания российского государственного банка ВТБ на Кипре предоставила компании Roldugin кредитную линию в размере 650 миллионов долларов, деньги с которой были списаны.
С 1990 года в России наблюдается устойчивый и значительный отток капитала. Чистый отток составляет около 800 миллиардов долларов. Все российские частные активы за рубежом, вероятно, принадлежат к категории выведенного капитала, поскольку собственников, которые смогли получить большую прибыль от своих оффшорных владений, немного. Основная их масса больше заинтересована в обеспечении анонимности и безопасности своих владений.
Причины утечки капитала были разными – ненадежные банки, трансфертное ценообразование, уклонение от уплаты налогов и побег от рейдерства, спровоцированного государством, но фундаментальная причина заключается в том, что в России нет надежной судебной системы и, следовательно, нет надежного обеспечения права собственности. От экспроприации со стороны российских властей защищены только те активы, которые размещены за границей, как это уяснили на своем горьком опыте Михаил Ходорковский и ЮКОС. Ирония заключается в том, что и Путин и его соратники переносят запас ликвидных средств за границу – они предполагают, что если Путин потеряет власть в России, все их активы будут экспроприированы новыми правителями. Учитывая, что в России нет верховенства закона, оценивать, какие средства являются незаконными, а какие законными, рискованно. Поэтому оценить, какие денежные переводы из России следует считать отмыванием денег, а какие – доброкачественными, сложно.
Россияне традиционно совершали свои сделки через Кипр благодаря давнему двустороннему советско-кипрского соглашению об избежании двойного налогообложения от 1982 года, которое Кипр и Россия возобновили в 1997 году. Уже в конце 1980-х российские товарные трейдеры создали многочисленные торговые компании на Кипре. Эта страна предоставляет высококачественные финансовые услуги и следит за соблюдением верховенства закона, обеспечивая анонимное право собственности. Как правило, средства проходят через Кипр в другие оффшорные районы, в основном на Британские Виргинские острова, а затем на Каймановы острова. В каждом оффшорном убежище добавляется несколько уровней подставных компаний. Очень грязные деньги часто спрятаны под слоем из 20-30 анонимных подставных компаний. Другие известные каналы отмывания денег из России – это Латвия, Эстония, Молдова и Мальта. Различные скандалы с отмыванием денег последних лет, ужесточение борьбы с отмыванием денег в ЕС и финансовый кризис на Кипре перенаправили отток денежных средств из России в другие каналы, здесь главным победителем стал Дубай.
Объем русских денег, который остается в этих транзитных странах, небольшой. После банковского кризиса на Кипре в 2013 году МВФ провел судебную экспертизу и обнаружил, что прямые иностранные инвестиции России в сам Кипр составили всего 14 миллиардов долларов, что составляет небольшую долю от 800 миллиардов долларов частных российских активов за рубежом. Такие большие средства требуют большой финансовой глубины. Только США и Великобритания разрешают анонимные инвестиции больших объемов. По оценкам Министерства финансов США, в США отмывается около 300 миллиардов долларов в год, а Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании утверждает, что в этой стране ежегодно отмывается 125 миллиардов долларов, из которых российские деньги составляют значительную долю. Доминирующим инвестиционным объектом является недвижимость. Другими возможными инвестициями являются фонды прямых инвестиций, хедж-фонды и казначейские обязательства США, в то время как банковская система и обычные биржи регулируются хорошо.
Читайте также: Встановлено зв'язок між окупацією Криму, Донбасу та діями РФ у Венесуелі. ФОТО
Общее состояние 100 российских миллиардеров как правило оценивается Forbes в 400 миллиардов долларов. Однако это те средства, по-видимому, которыми эти люди владеют в России, туда не входят их оффшорные богатства. В 2017 году Forbes оценил состояние четырех соратников Путина – Тимченко, Ротенбергов и Ковальчука – в 21 миллиард долларов, но эта сумма кажется слишком малой, учитывая, что они, предположительно, выкачивают из государства 15-25 миллиардов долларов в год, начиная с 2006 года. Если мы выведем объем за 13 лет, то получим от 195 до 325 миллиардов долларов, что составит 40 процентов от предполагаемого российского оффшорного богатства. Если предположить, что половина принадлежит лично Путину, его состояние составит 100-160 миллиардов долларов. Билл Браудер считает, что Путин путем давления присвоил половину богатства давних олигархов, и оценивает состояние Путина в 200 миллиардов долларов. Мы не можем знать достоверных цифр, но мы знаем, что богатство огромно, оно составляет десятки миллиардов долларов, и это дорого стоит российскому обществу.
Большой отток российских сбережений снижает инвестиции, а также уровень потребления в России, а это означает, что отток снижает экономический рост и масштаб национального богатства России. Поскольку главная цель владельцев – сохранить свои оффшорные фонды в безопасности и тайне, те приносят мало прибыли или вообще ее не дают. Объясняется это тем, что в условиях, когда не существует никаких прав собственности, деньги - это власть, а власть – это деньги. Если Путин не владеет подавляющей частью богатства в стране, которой он правит, его власть под угрозой. Путин, похоже, извлек этот урок из 1990-х годов, когда так называемые олигархи доминировали как в экономике, так и в сфере политической власти.
Хотя главная цель огромного скрытого богатства российских правителей и лояльных к ним олигархов на Западе состоит в том, чтобы оставаться на вершине в России, это также открывает большие возможности для влияния на политику в ЕС и других странах. Российские государственные компании или лояльные к власти олигархи могут предоставлять видным европейцам хорошо оплачиваемые должности в советах директоров, платить за консультации или заключать деловые сделки. Одним из примеров является наблюдательный совет «Роснефти», в который входят семь иностранцев. Совет возглавляет Герхард Шредер, чье официальное годовое вознаграждение составляет 600 000 долларов. Шредер также с 2005 года является председателем комитета акционеров Nord Stream. Он лоялен к России и поддерживает любой ее проект, и он – лишь один из множества примеров. Ряд восточноевропейских политиков неожиданно изменили свое отношение к Путину после встречи с ним один на один, что вызывает подозрения. Литва осудила одного президента и отправила в отставку одного премьер-министра из-за незаконного финансирования российских бизнесменов в пользу Москвы. Предположительно, стран, которые должны были бы поступить также, гораздо больше. Покупка средств массовой информации, веб-сайтов и социальных сетей, продвигающих официальные российские нарративы, представляет собой еще один вид активности Москвы в целях оказания влияния.
После прихода Путина к власти сотни тысяч россиян эмигрировали в страны ЕС. Подавляющее большинство, вероятно, относится к разочарованному среднему классу, который заработал разумную сумму денег, но хотел жить свободно. Многие действительно богатые бизнесмены эмигрировали после ссоры с Кремлем. Также семьи многих высокопоставленных кремлевских чиновников эмигрировали за границу, прежде всего в Лондон. Часто эти более сомнительные элементы получают выгоду от гражданства или проживания за счет инвестиций. В любом случае порядочные россияне получают право на проживание, оставаясь в стране на законных основаниях в течение длительного периода.
Читайте также: У Росії гірко шкодують, що не можуть надати військової підтримки венесуельському режиму
Со времени российской аннексии Крыма в марте 2014 года и ее вторжения в восточную Украину летом 2014 года, ЕС и США ввели против России значительные санкции. Путин представляет довольно ясную картину в своих реакциях на санкции, разъясняя, что ему вредит больше всего. Больше всего он протестовал против принятия Соединенными Штатами Закона Сергея Магнитского в декабре 2012 года и введения Вашингтоном санкций против его друзей Тимченко, Ротенбергов и Ковальчука в марте 2014 года. В отличие от этого, он пренебрежительно отнесся к отраслевым санкциям, запущенным в июле 2014 года, и наложил на российский народ свои «контрсанкции», касающиеся пищевых продуктов в 2014 году. Это говорит нам о том, что Путин тщательно заботится о своих личных друзьях в правящей элите, но его мало беспокоит положение нации в целом, и тем более положение простых людей.
Мой коллега в Atlantic Council, американский дипломат Дэниел Фрид, представитель лагеря лоббистов, добивавшихся принятия Закона Магнитского правительством США, сказал: «мы не думали, что закон окажет такой сильный эффект». Многие высокопоставленные сотрудники правоохранительных и налоговых органов были признаны виновными и привлечены к ответственности. В конце концов, Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета РФ, верный друг Путина по юридической школе, был включен в санкционный список Магнитского. После принятия Глобального закона Магнитского в декабре 2016 года сын Генерального прокурора России Юрия Чайки Артем Чайка был подвергнут наказанию. Акт Магнитского показал, что Россия является авторитарной клептократией, в которой все основные государственные правоохранительные органы работают, чтобы грабить тех, кто разбогател законным путем.
Мы не должны наказывать русских за то, что они русские. Напротив, мы должны предложить российским бизнесменам выбор: хотят ли они быть на стороне правых и на стороне верховенства закона или они выбирают Кремль и его авторитарную клептократию? Мы должны не только принимать, но и приветствовать тех богатых россиян, которые отстаивают принципы добропорядочности, обращаясь с теми, кто выступает против верховенства закона, как они того заслуживают.
Вывод заключается в следующем: все страны ЕС должны применять персональные санкции против приближенных Путина, олигархов, обслуживающих Кремль за рубежом, друзей, которые являются держателями средств для Путина, и родственников, которые сохраняют состояние для Путина. Кроме того, к жестоким преступникам из Тамбовской и Малышевской организованных преступных группировок, давним союзникам Путина, должны быть применены санкции. Учитывая большое влияние Закона Магнитского и Глобального Акта Магнитского, было бы целесообразно, чтобы все страны ЕС приняли Закон Магнитского и применили его с позиции силы.
Другим направлением деятельности должна быть прозрачность в двух аспектах. Во-первых, все страны ЕС должны требовать, чтобы данные о конечных бенефициарных собственниках всех активов в ЕС были обнародованы согласно Пятой Директиве по борьбе с отмыванием денег. Во-вторых, всех государственных должностных лиц нужно принудить декларировать свои активы, доходы и источники доходов на ежегодной основе, эта информация должна быть публичной и доступной для всех, подобно правилу, которое действовало в отношении всех людей, живущих в странах Северной Европы, с 18-го века.
Сноска 1: Петр Колбин, Сергей Ролдугин, Владимир Литвиненко и Ильгам Рагимов.
Сноска2: Кирилл Шамалов, Игорь Путин, Вера Путина, Михаил Путин и Михаил Шеломов.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки